Журналисты на ледоколе: в Мурманске завершилась Арктическая молодежная медиашкола

18 октября 2019
Россия, США, Канада, страны Северной Европы — такие разные государства объединяет собой Арктика. Как найти общий язык в политических и экономических условиях и завести международный диалог о настоящем и будущем Арктики? Журналисты стран Арктического региона искали ответ в Мурманске, где 14–18 октября состоялась Арктическая молодежная медиашкола – совместный проект Фонда Горчакова и ассоциации "Русско-Балтийский медиацентр". 
Участники – молодые журналисты, медиаисследователи и блогеры, интересующиеся темой Арктики, – не только приняли участие в дискуссиях и представили свои медиапроекты, но и побывали на борту действующего атомного ледокола. 
Большую часть программы составили дискуссии о методах освещения проблем сохранения окружающей среды в Арктике и изменения климата в средствах массовой информации. 
Курт Одекалв, глава Green Warriors Organization (Осло), обратил внимание молодых журналистов на проблемы сохранения экологической стабильности в разных частях Арктики. По мнению эколога, медиа способны изменить отношение аудитории к экологическим проблемам региона, популяризовать ответственное отношение к арктической природе, избегая при этом крайностей и субъективных суждений. 
Марко Сидди, старший научный сотрудник Финского института международных отношений (Хельсинки), представил стратегию действий Финляндии в качестве нового председателя в Арктическом совете: "Финляндия намерена сосредоточиться на Парижском соглашении и Целях ООН в области устойчивого развития. В число приоритетов входят охрана окружающей среды, метеорологическое сотрудничество, связь и образование".
К морским пространствам Северного Ледовитого океана сегодня применяется обширная международно-правовая база, включающая универсальные и региональные международные договоры в области международного морского и экологического права. Иван Паничкин, преподаватель кафедры правового регулирования ТЭК МГИМО МИД РФ (Москва), провёл для участников медиашколы вводную лекцию в арктическое право, рассказав о содержании основных документов, возникающих коллизиях и стратегиях стран в освоении запасов Арктики.
Семён Уралов, редактор медиапроекта "СОНАР-2050", провёл мастер-класс по видеоблогингу. По мнению спикера, видеоформат и площадка YouTube подходит для подробного и последовательного рассказа о развитии Арктики, а также обозначении четкой позиции России и других стран по отношению к региону.
17 октября участники Арктической молодёжной медиашколы посетили базу федерального государственного унитарного предприятия "Атомфлот" – место "отдыха" атомных ледоколов и других судов, подведомственных учреждению. На свой борт журналистскую делегацию принял один из четырёх действующих атомных ледоколов России – "Вайгач", работающий на Севморпути и в устьях сибирских рек. Участники заглянули в центр управления судном, капитанскую рубку, каюты, тренажёрный зал, пообщались с командой атомохода. 
В продолжение экскурсии прошла встреча с первым заместителем гендиректора ФГУП "Атомфлот" Леонидом Ирлицей, в ходе которой журналисты узнали о планах России по развитию ледокольного флота и Северного морского пути как транспортной артерии.  
Итогом программы стала презентация проектов участников. Четыре рабочие группы в течение медиашколы работали над стратегиями освещения в СМИ четырёх важных для Арктики аспектов – энергетика, право, экология и транспорт. Молодые журналисты предложили оптимальные жанры и форматы для передачи новостей по той или иной теме. Некоторые идеи получили отклик экспертов-практиков медиаотрасли – а это значит, что Арктическая молодежная медиашкола вскоре внесёт изменения в образ Арктики на площадках российских и зарубежных СМИ.


Теги