В преддверии "Потсдамских встреч". Александр Рар: СССР 2.0?

27 мая 2016

В конце мая состоятся очередные "Потсдамские встречи". Их цель – поиск разрешения конфликтов и обеспечение конструктивного диалога.

Об этом пишет профессор Александр Рар, главный редактор сайта www.russlandkontrovers.de, член правления Совета российской экономики в Германии для информационного бюллетеня Германо-Российского форума:

"Широкой общественности предоставляется возможность принять непосредственное участие в диалоге с участниками "Потсдамских встреч" на сайте www.ruslandkontrovers.de и способствовать разработке идей и предложений о том, как Россия и Запад, несмотря на Украинский кризис, могут сотрудничать друг с другом по глобальным, экономическим и социально-политическим вопросам.

Запад хочет строить Европу на двух столпах: НАТО и ЕС. Россия отвергает эту идею, поскольку не представлена ни в одной из этих организаций. Тем самым, европейская структура безопасности остается нестабильной. Одним из возможных решений было бы создание "общего пространства от Лиссабона до Владивостока", но никто не знает, как это должно выглядеть и какие конкретные шаги необходимо предпринять. В то же время в некоторых европейских странах отсутствует желание идти по этому пути. Но и в России растет скептицизм по этому вопросу. Тем не менее, "общее пространство" является единственным способом избежать конфронтации в Европе.

Участники "Потсдамских встреч" постараются набросать эскиз нового мирового порядка. Перед нашими глазами создаются региональные альянсы, которые будут определять силу и бессилие будущего многополярного мирового порядка. Европейские и американские элиты хотят укрепить позиции трансатлантического блока за счет ТТИП и НАТО. В то же время растет стремление евразийских держав (Россия, Китай, Индия, Иран) создать свой собственный альянс. Что касается перспективы "общего пространства", то на сегодняшний день российские и западные элиты работают скорее на разделение и построение двух блоков: евроатлантического, с одной стороны, и своего рода объединения Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), с другой стороны. Подобно тому как Россия вытесняется из Европы сторонниками ТТИП, Китай так же вытесняется из азиатских альянсов за счет создания Транстихоокеанского партнерства (ТТП) между Соединенными Штатами и некоторыми странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Россия и Китай будут вынуждены искать новые форматы сотрудничества. Постмодернистская Европа, в свою очередь, основываясь на либеральных ценностях, ищет "вечной солидарности" с США.

Украинский кризис является выражением конфликта между этими будущими глобальными полюсами. Надежда на то, что мир объединится в рамках единой мировой экономики на основе ВТО, остается несбыточной. Грядущий мир стоит перед сложными вызовами: массовая миграция, перенаселение, нехватка питьевой воды, отсутствие энергетических ресурсов, изменение климата – называя только некоторые из них. В развивающихся странах укрепляется средний класс, который стремится к западным стандартам жизни. Региональные союзы в многополярном мире могут генерировать стабильность. Регионы, которые не удастся интегрировать, наоборот останутся неустойчивыми.

Почему Европейский Союз игнорирует Евразийский экономический союз? Почему два этих блока не могут заключить между собой стратегическое партнерство? Очевидно, многие на Западе видят в Евразийском экономическом союзе продолжение Советского Союза, своего рода "СССР 2.0". Идет ли здесь речь о давних страхах или же Запад таким образом показывает, что не потерпит интеграцию постсоветского пространства по геополитическим причинам? Сегодняшняя проблема заключается в том, что Запад рассматривает Россию как агрессивную, но в то же время слабую среднюю державу, интересы которой можно оставить без внимания. На Западе все еще живы воспоминания о том, как быстро распался Советский Союз. Независимость Украины является гарантией того, что не возникнет никакой новой "российской империи".

Германия, взявшая на себя председательство в ОБСЕ в 2016г., выступает за мирное урегулирование ситуации на Украине и ищет пути для улучшения повестки дня в отношениях между Западом и Востоком. Министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер хочет вернуться к нормальному течению событий и восстановить утраченные каналы коммуникации. Однако, ОБСЕ отказывается становиться платформой для новых подходов и новых соглашений. США не хотят укрепления ОБСЕ, поскольку опасаются потери влияния НАТО.

Некоторые эксперты сравнивают кризис на Украине с кубинским кризисом 50 лет назад. Последний привел тогда к ослаблению международной напряженности в период холодной войны. Это было очень важное историческое событие. Оно научило обе стороны, СССР и США, взаимному уважению. Обе стороны поняли, что нельзя "играть" с атомным оружием. Тогда было решено создать так называемую "красную телефонную связь", чтобы иметь возможность предупредить друг друга. Были предприняты меры по укреплению обоюдного доверия. Сегодня ничего подобного не происходит. Вполне возможно, что переосмысление начнется только после происшествия какого-либо "шокирующего события". Украинский кризис, видимо, еще не достиг уровня напряженности бывшего кубинского кризиса.

Владимир Путин пытается доказать, что Россия готова взять на себя ведущую роль на международной арене, но Запад вряд ли предоставит ему эту "привилегию". Запад чувствует себя победителем и продолжает расширять позиции НАТО и ЕС. Россия хочет обеспечить свое место в Европе по образцу Венского конгресса, когда ведущие великие державы садятся за тол переговоров и совместно разрабатывают форматы сотрудничества. Запад против этого. Многие на Западе считают, что Россия должна извиниться за ведение войны в Украине.

Запад хочет, чтобы Россия вернулась к принципам Парижской хартии 1990 г. Это фундамент, на котором были построены европейские либеральные ценности, к которым также присоединилась Москва. Но Россия рассматривает сегодня Парижскую хартию как свое собственное поражение. Москва хочет создать новую Европейскую хартию, основанную не на общих либеральных ценностях, а скорее на совместных прагматических интересах (в экономике). Это российское предложение прозвучит и на заседании "Потсдамских встреч".

Если Запад посмотрит за пределы своего горизонта и поймет, что Россия не настолько слаба и подвержена распаду, что ее невозможно запугать санкциями и что она играет важную роль в Сирии и в других регионах, тогда можно будет построить новые стратегические отношения. Они не обязательно будут хорошими, ибо противостояние еще долго будет продолжаться, но, по крайней мере, они помогут встать на путь восстановления обоюдного доверия".

Позиции авторов публикаций, размещенных на сайте http://gorchakovfund.ru, могут не совпадать с позицией Фонда им. Горчакова. 

Теги