Тимур Абидов: Центральная Азия между евразийством и евроатлантизмом.

07 августа 2014

Своим видением перспектив развития процессов в регионе поделился эксперт Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова, редактор Центральноазиатской новостной службы - информационное агентство АКИpress Тимур Абидов:

"В настоящее время очевидно, что американская сторона, используя Афганистан, предпринимает энергичные меры по развитию своего влияния в регионе. Стратегическая цель ясна: отдалить страны Центральной Азии от тесного сотрудничества, в первую очередь, с Россией и Китаем, в том числе путем развития альтернативных железнодорожных и автомобильных путей через Афганистан к портам в Пакистане и Персидском заливе. Однако для стран ЦА такое сотрудничество наряду с экономическими выгодами таит в себе угрозы, учитывая перманентную нестабильность как на территории самого Афганистана, так и Пакистана и стран Персидского залива. В свою очередь, не вызывает сомнения тот факт, что Россия и Китай должны и будут предпринимать максимально активные меры (что уже становится заметным в настоящее время) по усилению интеграционных процессов в рамках формирования Евразийского союза и развития ШОС. Исходя из основных целей США в Центральной Азии по оказанию давления на Россию и Китай, представляются вполне возможными и некоторые дестабилизирующие действия, так как только лишь наличие локальных очагов нестабильности может объяснять и оправдать нахождение США в регионе. Хотя объективных предпосылок для этого практически не просматривается. Вероятным выглядит вариант, при котором присутствие США / НАТО в регионе подвергнется видоизменению. Оно, скорее всего, не увеличится или даже сократится в таких странах, как Таджикистан и Кыргызстан. В силу экономической зависимости этих стран от России, скорее всего, до конца 2015 года произойдет их вступление в Таможенный союз, а также активизация сотрудничества в рамках ШОС. Видимо, и Узбекистан не допустит усиления военного влияния США / НАТО на своей территории, помня скрытую роль Запада в попытке дестабилизации ситуации в стране весной 2005 года в ходе андижанских событий, а также не желая попадать в зависимость от каких бы то ни было военных блоков. В свою очередь, Туркменистан рассматривает любое иностранное присутствие на своей территории в качестве угрозы стабильности и поэтому вряд ли пойдет на сближение с США / НАТО.

Основой же нынешнего расширения военно-технических связей США и НАТО со странами Центральной Азии является необходимость оперативного, безопасного и более дешевого вывода техники и грузов из Афганистана. Именно этим объясняется и повышенное внимание США к Узбекистану, так как через его территорию будет выведено больше грузов, чем через все остальные страны ЦА вместе взятые. Вместе с тем, США и НАТО попытаются перенаправить торгово-экономический вектор стран региона в южном направлении, с целью как ослабления влияния России и Китая, так и укрепления своего влияния в Афганистане путем оживления и ускорения развития экономики страны через переформатирование торговых путей. При этом переход стран региона на военно-технические стандарты НАТО в обозримом будущем вряд ли будет осуществлен, так как ни одна из стран региона не планирует стать членом НАТО и не хочет полной зависимости в поставках вооружения и комплектовании вооруженных сил от одной страны или организации. Поэтому в ближайшие годы мы будем свидетелями движения по диверсификации поставок вооружения в страны Центральной Азии. Наиболее вероятно, что такие страны как Кыргызстан и Таджикистан будут максимально укомплектованы вооружением стандарта ОДКБ, то есть, в первую очередь, стандарта российской армии, а Узбекистан, Казахстан и, частично, Туркменистан, будут стараться энергично предпринимать меры по закупке как российского, так и западного, а в перспективе, возможно, и китайского вооружения. Это является оправданной мерой в условиях вполне вероятной активизации различных экстремистских сил. Однако при этом вряд ли цели экстремистских организаций по захвату власти будут достигнуты. Основная причина в том, что это не отвечает интересам не только самих стран Центральной Азии, но и интересам ведущих держав: России, США и Китая. В случае осуществления подобных сценариев, данные державы рискуют получить колоссальные очаги напряженности, пройти точку невозврата и лишиться возможности проецировать свое влияние на регион".

Позиции авторов публикаций, размещенных на сайте http://gorchakovfund.ru, могут не совпадать с позицией Фонда им. Горчакова. 

Теги