Тернистый путь Украины в ОДКБ - мнение

23 августа 2013

Украинские власти забыли о своих обещаниях сотрудничества с ОДКБ так же, как и о русском языке и Таможенном Союзе.

Об этом пишет Андрей Лучников для интернет-издания "Глагол":

"Ещё четыре года назад Организация Договора о коллективной безопасности имела шанс из статуса "принципиально необсуждаемого" в украинском политикуме явления перейти в совершенно иное положение. Тогда на парламентском уровне украинские политики констатировали иррациональный перекос в информационной сфере: о НАТО на массовом уровне известно многое – правда, исключительно в рамках, как говорится, рекламных проспектов, то есть очень "глянцевая и причёсанная" информация, – и всё равно при этом власти предпринимают шаги по наращиванию этого информирования (напомним, дело было в 2009-м году, президентом был Ющенко). А в буквальном смысле слова соседская ОДКБ существует будто бы в неком недоступном сознанию украинских граждан антимире – о ней просто известно, что она есть, да и то далеко не всем.

Тогда Верховная Рада показательно изобразила небывалую заинтересованность – и межфракционную группу создала, чтобы народ информировать, и какие-то там обращения принимала. Да и то говорить: о необходимости внимания Украины к ОДКБ говорили не только политики стран СНГ, но и представители ПАСЕ и ОБСЕ: с их точки зрения, тесное сотрудничество, а то и вступление Украины в ОДКБ было бы полезным и для Украины, и для организации, и для Европы в целом. Украинские деятели оживлённо кивали в ответ на мудрые европейские слова. Был ведь прямой стимул кивать: как раз незадолго до этого в НАТО Украине недвусмысленно заявили – не готовы сейчас, и вряд ли в обозримом будущем будете готовы, чтобы вступить в альянс.

Прошло четыре года. За эти четыре года многое изменилось: и Украина, и Европа, и даже ОДКБ – организация красиво избавилась от своего самого проблемного члена, Узбекистана, способного не просто спровоцировать, а и самостоятельно развязать конфликт в своём регионе. Причём удалось не просто удовлетворить очередную просьбу Ислама Каримова о "приостановке участия", а временно приостановить членство Узбекистана. Ведь "участие" Узбекистан уже приостанавливал; потом восстановил; теперь опять хотел приостановить – но при желании опять-таки восстановил бы, причём простым заявлением. А теперь уже Узбекистан, если пожелает вернуться в ОДКБ, то сможет это сделать, лишь подписав все меморандумы и соглашения, и, следовательно, потеряв возможность тормозить решения организации своей "особой позицией".

Так вот, изменилось многое, только не взаимоотношения ОДКБ и Украины. Даже запланированные в 2009-м году информационные изменения и те фактически саботированы нашими политиками. Создаётся впечатление, что Украина желает опять "попытать счастья" с НАТО. Впрочем, впечатление это ложное, поскольку никаких шансов НАТО Украине не предоставляет, считая, что сотрудничества в рамках совместных учений более чем достаточно. Другой вариант – отечественные власти полагают, что сотрудничество с ОДКБ может быть "как-то не так" воспринято Евросоюзом, ассоциацию с которым так необъяснимо жаждут подписать политические круги Украины.

Однако позиция европейских организаций – и ОБСЕ, и ПАСЕ – в том, что касается сотрудничества Украины и ОДКБ, не изменилась: они приветствуют сотрудничество любых масштабов. Объясняется это очень просто: для Европы бывшее советское пространство, помимо всего прочего, является потенциальным источником неприятностей – не по воле населяющих его народов, а в силу географии. Тут вам и нелегальная миграция, и наркотраффик (который обещает невиданно вырасти после ухода американцев из Афганистана), и торговля людьми, и террористы. Соответственно, европейцы не скрывают своих надежд на то, что глубокое сотрудничество постсоветских государств в сфере безопасности решит эти проблемы, сведёт если не к нулю, то к минимуму и террористическую угрозу, и транзит наркотиков, и другие опасности.

Очевидно, теми же соображениями руководствовались и депутаты Госдумы, когда предлагали Украине получить статус наблюдателя в ОДКБ. Всё верно: стать членом ОДКБ Украине мешает Конституция, в частности, прописанный в ней внеблоковый статус. И хотя юридически это вопрос очень тонкий – является ли ОДКБ "блоком", – но здесь, пожалуй, уместно будет занять скептические позиции в отношении военной интеграции. Скептические в том плане, что любые интеграционные процессы должны отвечать на вопросы "зачем" и "почему". Причём ответы должны демонстрировать, зачем это нужно Украине, а не организации, в которую предполагается вступать, и почему Украина не может добиться ожидаемых результатов сама, без каких-либо объединений.

В случае с ОДКБ ответить на эти вопросы будет гораздо легче, получив статус наблюдателя. С одной стороны, этот статус доступен Украине с конституционной точки зрения и не вынуждает менять Конституцию. С другой стороны, он позволяет получить необходимое сотрудничество по наиболее проблемным вопросам. В первую очередь, это, конечно, терроризм. И здесь не стоит пожимать плечами – мол, Украина-то при чём: учитывая, какие "зачистки" вынуждены проводить в Крыму украинские спецслужбы под видом учений, мы очень даже при чём. О том, что в автономии достаточно нелегальных лагерей подготовки экстремистских боевиков, известно не только разведчикам, но и журналистам. Известно так же, что антитеррористический опыт западных спецслужб – штука достаточно закрытая, делятся они этим опытом не очень охотно. В то же время участники ОДКБ обладают таким опытом не в меньшей, а то и в большей степени, если говорить именно о превентивной борьбе с организованным терроризмом.

Кроме того, ОДКБ, в отличие от НАТО, организация, не скованная сугубо военным статусом. Значительные объёмы сотрудничества в рамках организации приходятся на линию МЧС – а для Украины это тоже важный параметр, если вспомнить о наших "неожиданных" наводнениях и пожарах. Борьба с международной преступностью, которая всё чаще становится актуальной для Украины, тоже не является чисто военной задачей, это дело весьма специфичное, и получение опыта в такой борьбе было бы значительно легче в статусе наблюдателя при ОДКБ. Да и многие армейские проблемы Украине было бы легче решать в сотрудничестве – самостоятельно мы их пока решать не в состоянии. Тем более, что те же европейцы по умолчанию воспринимают ОДКБ как логичное продолжение СНГ – и очень удивляются индифферентности Украины в этом вопросе. Индифферентности особенно непонятной, если учитывать и громкие слова четырёхлетней давности, и заявления президента Януковича 2011 года, когда он ставил сотрудничество с ОДКБ едва ли не во главу угла оборонной стратегии Украины".

Позиции авторов публикаций, размещенных на сайте http://gorchakovfund.ru, могут не совпадать с позицией Фонда им.Горчакова. 

Теги