СМИ: Иран получает стратегический простор

24 августа 2015

На Ближнем Востоке происходит смещение эпицентра геополитической интриги. После того как министр обороны США Эштон Картер заявил, что Турция должна принять более активное участие в борьбе с "Исламским государством" (ИГ — организация, запрещенная на территории России), Вашингтон решил "завязать" Турцию, своего союзника по НАТО, в вооруженный конфликт с долгосрочной и неопределенной перспективой.

Об этом говорится в редакционной статьей ИА REGNUM:

"Отныне ИГ и курдский фактор становятся одними из действенных рычагов воздействия не только на турецкие геополитические амбиции, но и на ситуацию в регионе.

Фоном интриги выступает Саудовская Аравия, "завязанная" на йеменскую проблему. Похоже, её также будут держать в подвешенном состоянии. В игру вброшена и иранская "карта", хотя арабские союзники Запада вместе с Израилем пытаются оттеснить Вашингтон чтобы предотвратить возвращение Тегерана на главное поле действия. Белый дом маневрирует. Президент США Барак Обама в письме к Конгрессу пообещал не отказываться от давления на Иран даже в случае одобрения американскими парламентариями соглашения по его ядерной программе. "В случае если Иран начнет склоняться к ядерному оружию, любые имеющиеся в распоряжении США варианты, включая военные, останутся доступны как в течение действия сделки, так и после этого", — подчеркнул Обама. Проявляются заметные особенности американской стратегии. Обама заверил, что намерен и дальше сохранять в силе санкции, введённые в отношении шиитской "Хезболлы" в Ливане и правительства Башара Асада в Сирии; усиливать сотрудничество с Израилем и другими союзниками с целью предотвращения дестабилизации Йемена со стороны Ирана. Хотя такая схема напоминает побочный фон.

Ещё один момент. На днях в Москву прилетает делегация Минобороны Ирана. Как сообщил директор второго департамента Азии МИД РФ Замир Кабулов, "в МИД России надеются, что страны смогут достичь соглашения по С-300". В апреле министр иностранных дел России Сергей Лавров объяснил, зачем Президент России Владимир Путин подписал указ, который позволит передать Ирану зенитные ракетные системы С-300: "Зенитно-ракетный комплекс С-300 имеет исключительно оборонительный характер, он не приспособлен для целей нападения и не поставит под угрозу безопасность какого-либо государства или региона, включая Израиль. Между тем, для Ирана, принимая во внимание очень напряженную ситуацию в окружающем его регионе, современные системы противовоздушной обороны очень важны". Дипломат подчеркнул, что для Ирана современная система ПВО очень актуальна, особенно с учетом напряженности вокруг Йемена. Наконец, 30 сентября в Тегеране запланирована II Международная конференция по технологическим возможностям в иранской нефтегазовой промышленности. По мнению руководителя Института нефтяной промышленности Ирана Мохаммада Резы Катузиана, основная тема конференции — повышение нефтедобычи на месторождениях, в частности, разрабатываемых Ираном вместе с соседними государствами.

Накануне экс-генеральный директор департамента Каспийского моря и Центральной Азии министерства нефти Ирана Махмуд Хагани заявил, что ИРИ может инициировать создание организации стран-экспортеров нефти нового типа, которая будет напрямую договариваться с конечными потребителями. По его словам, "сегодня ОПЕК можно считать недееспособной организацией из-за неправильной политики Саудовской Аравии и ее союзников", и "в настоящее время для энергетических рынков необходимы новые многосторонние институциональные рамки". Иран уже неоднократно предупреждал ОПЕК о том, что "нынешняя политика картеля является неустойчивой: при ежедневном падении цен на нефть ОПЕК и другие производители нефти, в частности в Центральной Азии и Каспийском регионе, остро нуждаются в согласовании общей цели". То есть Тегеран планирует взять под своё "энергетическое крыло" Казахстан, Азербайджан и Туркмению, которые не являются членами ОПЕК. При этом иранцы намерены увеличить свою долю в крупнейшем азербайджанском газовом проекте "Шахдениз".

Как заявил министр связи и информационных технологий Ирана, сопредседатель ирано-азербайджанской межправкомиссии по экономическому, торговому и гуманитарному сотрудничеству Махмуд Ваези, переговоры по этому вопросу уже ведутся с азербайджанской стороной. В свою очередь, глава секретариата азербайджано-иранской межправительственной комиссии по сотрудничеству в торгово-экономической и гуманитарной сферах Мехди Мохташами уточнил, что Тегеран хочет приобрести долю в проекте Трансадриатического газопровода (TAP), который предполагает доставку азербайджанского газа в Европу. И это заявление звучит в условиях снижения энергетических мощностей всех стран Каспия (кроме России), которые "закупорены" в центре материка. Более того, нынешнее падение цен на нефть делает актуальным следующий вопрос: не обесценится ли "черное золото" с выходом на это рынок Ирана? Согласно BP Statistical Review, доказанные запасы Каспия составляют 16 млрд баррелей, а 200 млрд — потенциальные объёмы, в то время как доказанные запасы Персидского залива — 600 млрд баррелей. Кстати, еще в 2004 году Бахрейнский центр исследований сделал анализ факторов, объединяющих и разъединяющих эти два региона. Объединяющий фактор: два региона имеют большие запасы углеводородного сырья. Но в силу рыночных конъюнктурных соображений сотрудничество и кооперация между двумя регионами может иметь больше политическое содержание, нежели практическое. Всё идет к тому, что каспийская нефть будет выводиться из игры в сторону консервации. Реализация проектов, особенно с участием американских компаний, будет затягиваться. Сегодня быть монополистом в нефтегазовой сфере означает не давать возможности другим быстро осваивать эти ресурсы.

Разъединяющий фактор по линии Каспий — Персидский залив обострит старые и новые вызовы, обнажающие слабость политических систем. До недавнего времени страны Персидского залива искали и находили поддержку со стороны внешних сил, главным образом из США. Но сейчас они сталкиваются с серьезным вызовом в лице таких движений, как "Исламское государство". В частности, Азербайджан, (в силу карабахского конфликта) открывающий дверь для вмешательства внешних сил, которые могли бы сыграть на его стороне, также обнажает слабость своей политической системы. Сталкиваясь со значительными трудностями в защите самих себя и своих интересов, страны Каспия (кроме России), как это сделали несколько стран Персидского залива в рамках Совета сотрудничества государств Персидского залива, могут пойти на создание альянсов между собой, но уже под эгидой Ирана, а не Турции, так как первый — связующее звено между Персидским заливом и Каспием. Это означает реальную смену геополитической диспозиции не только на Ближнем Востоке, но и в Закавказье. Ход событий будет определяться желанием Вашингтона и Москвы ассистировать друг другу, как это было во время подписания Венского соглашения по иранской ядерной программе. В противном случае, дугу Каспий — Персидский залив ожидает дестабилизация".

Позиции авторов публикаций, размещенных на сайте http://gorchakovfund.ru, могут не совпадать с позицией Фонда им. Горчакова. 

Теги