Школа евразийской интеграции: возможен ли выход ЕАЭС на внешние рынки?

04 октября 2018

Участники Международной школы евразийской интеграции, которая проходит 1–5 октября в Москве, встретились с представителями Российского экспортного центра (РЭЦ) – национального института поддержки экспорта. Какие шансы есть у ЕАЭС на мировых рынках в современных реалиях пересмотра глобальной торговли? Об этом с молодыми экспертами говорил директор по стратегическому развитию, экспортной политике и анализу РЭЦ Михаил Снег.

На наднациональном уровне Евразийского экономического союза у стран-участниц нет системы поддержки экспорта в третьи страны. По словам Михаила Снега, ЕАЭС нацелен на создание единого пространства внутри и активизацию товарооборота между союзниками. Однако совместного выхода на внешние рынки не происходит, и каждая из стран развивает свои институты.

"Тем не менее, это хорошее поле деятельности. Торговля внутри ЕАЭС и так на достаточно высоком уровне, экономики наших стран глубоко интегрированы, остается только наращивать объемы, улучшая прозрачность регулирования и снимая лишние барьеры", – считает Михаил Снег.

Россия, по его словам, делает основной акцент на рынки дальнего зарубежья. Кроме того, стратегически важной целью России является развитие несырьевого неэнергетического экспорта, под которым понимаются все товары, кроме тех, которые извлекаются из земли без серьезной добавленной стоимости: руды, уголь, необработанная древесина, нефтегаз, необработанные алмазы.

На уровне экспорта несырьевых неэнергетических товаров вступают в силу все факторы международной конкуренции: имидж страны, наличие бренда, наличие сервисной поддержки, качество продукции, ценовая привлекательность… За эти рынки приходится бороться.

В 2017 году Россия, так же, как и страны ЕАЭС, перешла к росту экспортных показателей: несырьевой неэнергетический экспорт вырос на 22%. Бизнес адаптировался к посткризисным изменениям и новой макроэкономической ситуацией. Однако пока это лишь компенсирует падение в кризисный период. Чтобы рост продолжался, нужно приложить большие усилия.

Согласно "майским указам" Президента России Владимира Путина, Россия должна увеличить экспорт несырьевых неэнергетических товаров до $250 млрд – то есть фактически удвоить его, так как в 2017 году объемы составили $134 млрд. Для достижения крайне амбициозной цели нужно нарастить производственную базу и снять барьеры, которых в отношении других стран остается достаточно много. "В России и в ЕАЭС в целом не самое простое экспортное регулирование", – заключил Михаил Снег.

Кроме того, необходимо работать над имиджем на внешнем рынке. "Нужен ли ЕАЭС собственный внешнеэкономический бренд, по аналогии с Евросоюзом? Это приносит европейским странам большую выгоду. Но Россия еще не решила, необходимо ли часть усилий, которые мы уже направляем на продвижение бренда "Made in Russia", перебросить на создание бренда "Сделано в Евразии"? Вопрос, можем ли мы получить какие-то бенефиты от этого процесса, пока не имеет ответа", – сообщил Михаил Снег.

Теги