Сергей Гриняев: На первые роли

02 декабря 2014

Азиатские государства, воспользовавшись нестабильными отношениями России со странами Запада, активизировали свою деятельность в проектах по развитию арктических территорий.

Тема освоения Арктики давно стала одной из наиболее обсуждаемых в мировом сообществе, свои претензии на арктические ресурсы уже предъявили несколько стран. "Равновесие во взаимоотношениях между ключевыми полярными государствами достаточно хрупко, и любые недружественные акции могут повлечь за собой скатывание ситуации к милитаризации и утрате диалога", – говорит генеральный директор российского Центра стратегических оценок и прогнозов (ЦСОП) Сергей ГРИНЯЕВ. ЦСОП при поддержке Фонда поддержки публичной дипломатии им. А. М. Горчакова провел исследование, результатом которого стал доклад, представленный на заседании Международного экспертного совета по сотрудничеству в Арктике, которое состоялось в рамках выставки ТРАНСТЭК-2014 в Петербурге.

Требуется помощь

По данным ЦСОП, на ситуацию в Арктике оказывают влияние противоречия, возникающие в других регионах планеты. В частности, кризис на Украине негативно отразился на взаимоотношениях стран Арктического совета и даже сказался на качестве проведенных в рамках этой организации мероприятий на высшем уровне: бойкот со стороны США и Канады заседания целевой группы Арктического совета в Москве, бойкот международной конференции в Нарьян-Маре.

В этой ситуации очевидно, что особое внимание в Арктическом совете рассчитывают уделить развитию взаимодействия со странами азиатского региона, казалось бы, далекими от Арктики. Индия, Китай, Сингапур, Южная Корея и Япония ежегодно наращивают свои усилия в процессах изучения и экономического освоения Арктики. Первый секретарь посольства Сингапура в России Джонатан ЧЕН выделяет четыре ключевых момента возможного взаимодействия Сингапура, равно как и других стран азиатского региона, с Россией. Прежде всего, это решение вопросов, связанных с безопасностью судоходства в Арктике, и освоение Северного морского пути. Кроме того, страны Азии готовы оказать поддержку в разработке Полярного кодекса, а также в подготовке наднациональных документов, регулирующих морское право в Арктике.

Индийский ученый Санджай ЧАТУРВЕДИ добавляет к списку сингапурского дипломата еще один ключевой момент: сотрудничество в научной сфере. "При этом очевидно, что Россия не готова уступать другим странам пальму первенства и намерена сохранить свои позиции лидера в арктическом регионе. Но Москве требуется помощь мирового сообщества, ведь тот же Северный морской путь нельзя открыть за один день, требуется решить много вопросов, связанных с инфраструктурой, логистикой, экологией, наукой и так далее", – говорит Чатурведи.

Век Азии

Китайские нефтегазовые компании, имеющие значительный опыт работы на шельфе, заинтересованы в совместной с компанией "Роснефть" разработке участков в Баренцевом море и участии в проекте "Сахалин-3", утверждают в ЦСОП. При этом китайские промышленники уже заявили о своей готовности выпускать качественное оборудование для добывающих отраслей (платформы, буровые установки, трубы, компрессорные станции), что позволяет России отказаться от попавших под санкции западных технологий и соответствующей продукции.

Южная Корея также высоко оценивает потенциал Севморпути, корейские власти уже заявили о своих амбициях и желании войти в число лидеров по морским перевозкам в Заполярье. Интерес есть и в получении заказов на строительство метановозов ледового класса и модульных наземных конструкций для завода по сжижению природного газа в рамках проекта "Ямал СПГ". Судоверфь DSME спроектировала специально для навигации по Севморпути газовоз ледового класса ARC-7, способный преодолевать ледовый покров толщиной 2,1 м. Весной этого года DSME получила заказ от российского Совкомфлота и иностранных участников проекта на строительство до середины 2016 года десяти подобных кораблей для перевозки сжиженного природного газа.

Помимо этого контакта, DSME хочет подписать также соглашение о строительстве еще шести газовозов для проекта "Ямал СПГ", а также заключить сделку с корпорацией "Газпром" по строительству 13 метановозов класса ICE-4. "По большому счету, в "арктическом вопросе" мы наглядно видим справедливость тезиса о том, что XXI век станет "веком Азии", что страны этого региона претендуют на вовлечение в мировые проблемы, стараясь решать их наравне с ведущими державами мира", – утверждает Сергей Гриняев.

Управляющий партнер компании "Делойт" в странах СНГ Иан КОУЛБЕРН уверен в том, что у России есть шанс возглавить всемирное движение по устойчивому развитию Арктики, стать лидером процесса интеграции усилий всех заинтересованных стран. "Вполне очевидно, что количество участников "арктической истории" делает невозможным решение актуальных вопросов в одиночку, объективно встает вопрос о необходимости и целесообразности выстраивания новых союзных конструкций", – дополняют в Центре стратегических оценок и прогнозов.

Учитывать практику

На данный момент наиболее четко обозначилось пять проблемных вопросов, которые активно обсуждаются в экспертных кругах региональных государств, а также являются ключевой темой диалога стран-наблюдателей с постоянными членами Арктического совета.

Тема глобального изменения климата и роль в этом процессе полярных регионов доминирует в тех случаях, когда внеарктическая страна доказывает свою заинтересованность в участии в изучении арктического региона. Изменение климата и роль в этом Арктики является практически беспроигрышной темой, когда необходимо решить вопрос о доступе к структурам управления в регионе, объясняют в ЦСОП. Эта тема звучит во всех официальных документах, так или иначе связанных с формированием политики стран в отношении арктического региона.

Вторая тема – экологическая безопасность в Арктике – взаимоувязана с первой и весьма удобна для недобросовестной конкуренции: любые попытки промышленного освоения Арктики натыкаются на вопросы экологической безопасности. Именно экология позволяет предпринимать наиболее радикальные шаги в случае, если необходимо защитить или продвинуть собственные интересы. В частности, ведется работа по ужесточению экологических стандартов судоходства по Северному морскому пути. Как утверждают авторы доклада, основная цель этой работы – добиться принятия жестких стандартов, допускающих эксплуатацию в Арктике только судов, созданных с использованием специальных "зеленых" технологий, которыми располагает ограниченное количество стран региона.

Северный морской путь и его эксплуатация в интересах международного сообщества также является значимой темой. Япония, Китай, Южная Корея фактически готовы к коммерческому использованию Севморпути вместе с Россией и на российских условиях. Несмотря на то что реальные экономические перспективы активной эксплуатации Севморпути лежат, как минимум, в среднесрочной перспективе, уже идет активное обсуждение тех норм и принципов, на которых должно строиться судоходство в Арктике.

Тема коренных народов Севера России достаточно условна, хотя и эффективна, поскольку только она затрагивает социальный аспект арктического проекта и позволяет привлечь к обсуждению всю практику дипломатической борьбы и пропаганды по теме нарушения прав человека, полагают в ЦСОП. Для России, по мнению экспертов, в этом вопросе ключевым остается понимание того, что при освоении регионов Дальнего Востока и Заполярья никогда не делалась ставка на истребление коренных народов, создание резерваций, на другие дискриминационные меры. Да, численность некоторых коренных народов сокращается, но это, скорее, естественный процесс.

Тема модернизации международного права в арктическом регионе позволяет добиться существенных преференций для государств, владеющих основным ресурсом, позволяющим влиять на формирование новых структур и отношений в правовой области.

Страны региона уже в течение ряда лет активно формируют соответствующую инфраструктуру, позволяющую готовить варианты развития событий для политического руководства, что делает их шаги эффективными и результативными. В частности, в большинстве стран созданы и успешно функционируют специализированные научные и промышленные кластеры, объединяющие в себе институты, предприятия промышленности с целью консолидации усилий по отстаиванию собственных интересов в Арктике. Эту практику необходимо учитывать и в России – стараться не распылять, но объединять и консолидировать собственные ресурсы формирования, продвижения и защиты интересов нашей страны в Арктике.

Источник – "Морской бизнес Северо-Запада".

Позиции авторов публикаций, размещенных на сайте http://gorchakovfund.ru, могут не совпадать с позицией Фонда им. Горчакова. 

Теги