Сергей Гриняев: Конкурентная борьба за Арктику идет и будет продолжаться

11 августа 2014

Арктика манит не только своими богатыми недрами. Северный морской путь в ближайшие годы станет важнейшим транспортным коридором. Его развитие значительно сокращает путь между Европой и Азией. Так, например, дорога из Роттердама в Иокогаму через Суэцкий канал составляет более 11 тысяч миль. А Северным морским путем — около 7 тысяч миль. Это существенно дешевле и быстрее. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона, чьи экономики развиваются стремительными темпами, не собираются упускать такую возможность, говорит генеральный директор Центра стратегических оценок и прогнозов, эксперт Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова Сергей Гриняев:

"Особый интерес проявляет Сингапур. Это одна из наиболее влиятельных морских держав. Конечно же, это государство озабочено тем, что в перспективе с открытием Северного морского пути многие эффективные и экономически выгодные торговые маршруты могут быть переориентированы с того же Сингапура на порты на Северном морском пути. Эта озабоченность Сингапура — одна из основных. Что касается Южной Кореи и Японии, то эти государства видят свою роль и место в Арктике через участие в создании кораблей специального ледового класса. Сегодня развернулась неформальная конкуренция между судостроителями Японии и Южной Кореи. Как раз за доминирование на рынке".

Неарктические государства официально не ставят под сомнение юрисдикцию прибрежных арктических государств. Однако они пытаются найти способы изменить существующее положение дел. Потенциальной угрозы вооруженного конфликта в Арктике нет, пока в дело идут различные способы давления, считает Сергей Гриняев:

"Конкуренция и борьба за Арктику идет и будет идти. Другое дело, что сегодня она ведется не методами прямого противостояния, не путем милитаризации региона, а путем использования более хитрых, скрытых и коварных схем экономического, политического и дипломатического давления. Здесь не важно, какого рода государства участвуют в этой борьбе, как далеко они удалены от Северного полюса. Важно, что эти государства имеют вес в международной структуре. И неважно, что на одну чашу весов встают такие государства, как Сингапур и Китай, или Сингапур и Канада, или США".

Запрет Евросоюза и США поставлять в Россию высокотехнологичное оборудование для разработки глубоководного шельфа — один из примеров битвы за Арктику. Эксперты говорят — это только начало.

Источник – РИА "Новости".

Позиции авторов публикаций, размещенных на сайте http://gorchakovfund.ru, могут не совпадать с позицией Фонда им. Горчакова. 

Теги