Российско-германский диалог: за многообразие форматов общения

08 октября 2015

В конце сентября в Берлине прошла международная конференция, приуроченная к 25-летию подписания Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии. Организаторами форума выступили Институт Европы РАН, Ассоциация европейских исследований, Фонд поддержи публичной дипломатии имени А.М. Горчакова и Германское общество внешней политики.

Конференция стала хорошим поводом поразмыслить о нынешнем состоянии и перспективах российско-германского экспертного диалога.

Во многих источниках Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии (Договор "Два плюс четыре"), приведший к объединению ГДР и ФРГ, называют "звёздным часом" мировой дипломатии. При этом опускают предысторию международных переговоров и те условия, благодаря которым состоялось появление единой Германии на карте мира.

Обнародованные исторические документы и свидетельства участников переговорного процесса позволяют с уверенностью говорить о том, что урегулирование "германского вопроса" являлось основной целью только для Советского Союза, полагавшего, что это позволит положить конец блоковому противостоянию и заложить основы мирного сосуществования СССР и США. Западные же державы получили отличный шанс ослабить советское влияние в Европе и обеспечить свое политическое и военное превосходство на годы вперед.

Стремление Михаила Горбачева к миру вылилось в беспрецедентные уступки Советского Союза в обмен на устные гарантии со стороны США, само наличие которых сейчас отрицается Западом. Более 350 тысяч советских солдат покинули территорию Германии, тем самым открыв дорогу росту влияния Соединенных Штатов в Европе и расширению НАТО на восток, вопреки данным обещаниям и здравому смыслу.

Ворошить историю – довольно бесперспективное занятие. Однако в решении вопроса объединения Германии содержатся основополагающие уроки для современного мира. Падение Берлинской стены не стерло разделительную линию в Европе, а лишь сдвинуло ее дальше на восток. А отношение США к решению "германского вопроса", с точки зрения ослабления советского, а затем и российского влияния в Европе, составило концептуальную основу внешней политики США на европейском континенте.

На сегодняшний день стоит констатировать имеющиеся разногласия между Россией и Германией не только на государственном, но и экспертном уровне. Признавая важную роль РФ в решении международных конфликтов и невозможность ее изоляции от обсуждения вопросов развития Европы, ряд немецких аналитиков, тем не менее, без стеснений вносят деструктивный элемент в столь необходимое сейчас откровенное общение, называя нашу страну "одной из главных угроз европейской безопасности". Такая оценка слабо соотносится с выдвигаемыми Россией (и систематически игнорируемыми со стороны ЕС) инициативами построения общей зоны единой и неделимой безопасности в Европе.

В адрес России продолжают звучать клише типа "аннексия Крыма", "российская агрессия на Украине", "Россия утратила доверие Запада" и т.п. Эти штампы освобождают говорящего от необходимости опираться на факты и осуществлять глубокий анализ международных процессов. Различное восприятие со стороны РФ и ФРГ событий на Украине усугубляется нежеланием трезво взглянуть на будущее европейского континента, где Россия и страны Европейского союза неотделимы друг от друга.

Не способствует конструктивному общению и постоянная "украинизация" российско-германского диалога, независимо от изначально заявленной темы. Это естественное развитие событий, учитывая то, насколько болезненным является вопрос для Москвы и Берлина. Однако такие обсуждения постоянно скатываются к обмену взаимными обвинениями и попыткам представить гражданскую войну на Украине как межгосударственный конфликт. Это и сводит на нет все усилия по разрешению проблемы, в котором Германия заинтересована не меньше России. Для нашей страны очевидно то, что наличие очага нестабильности в самом центре Европы может быть выгодно только внерегиональным игрокам, получающим конкурентные преимущества от противоречий вокруг него. И лишь при условии избавления от стереотипов в Германии этот вывод может стать столь же очевиден.

25 лет назад вопрос объединения Германии стал предметом торга. Сегодня и вопрос самоопределения Украины рассматривается США как своего рода разменная монета в деле противостояния России. Разница состоит лишь в том, что в 1989-1990 гг Советский Союз был готов идти на существенные уступки ради, как тогда представлялось, окончания противостояния с Соединенными Штатами и обеспечения мирного сосуществования двух держав. Сегодня же, памятуя о последовавших за объединением Германии событиях, Россия не может позволить себе поверить обещаниям со стороны США и самоустраниться от участия в решении вопросов общеевропейской безопасности. К тому же, тогда на повестке дня стояла возможность объединения разделенной нации, сейчас – угроза состоятельности и самому существованию целого государства.

Примечателен факт, что новость о размещении на немецкой авиабазе "Бюхель" нового ядерного оружия, а также начавшаяся в США кампания против Volkswagen, способной оказать влияние на позицию Германии в обмен на "замятие" скандала, практически совпали по времени с экономическим и энергетическим сближением РФ и ФРГ (совместное строительство газопровода через Балтийское море, заявления о возможном сопряжении ЕС и ЕАЭС). Не хочется верить в "неслучайность" таких совпадений, однако и исключать этого не стоит. Ведь для внешних игроков появление конструктивной и взаимовыгодной повестки дня в российско-германских отношениях "грозит" стабилизацией внутрирегиональной обстановки.

Вряд ли кто-то поставит под сомнение, что у Европы с Россией гораздо больше общего, нежели с Соединенными Штатами. Это не только уходящая в глубь времен общая история и географическая близость, но и прямая взаимозависимость в сфере безопасности и экономики, устойчивые культурные и гуманитарные связи, общие болевые точки. Отрадно, что все чаще встречается понимание этого внутри ЕС, стоит лишь отойти от официальных рамок. Однако именно осознание на политическом уровне этой взаимной необходимости играет определяющую роль. А для заметного сближения еще предстоит немало работы.

В этом контексте важную роль играют непрекращающиеся контакты экспертов и негосударственных структур, которые не только выступают посредниками между гражданскими обществами России и Германии, но и способны доносить определенные тезисы до руководства своих стран. Доверительное общение с немецкими экспертами показывает, что вне формата выступления "на камеру" наши позиции оказываются гораздо ближе, чем это кажется на первый взгляд. Безусловно, есть определенные противоречия по целому ряду вопросов, но само мышление в общей системе координат и понимание необходимости постоянного диалога на уровне экспертов как основы для межгосударственного сотрудничества внушают оптимизм.

Настраивают на конструктивный лад и новость о возобновлении форума "Петербургский диалог" и грядущая конференция "Потсдамские встречи", которую Фонд Горчакова совместно с Германо-Российским форумом проведет 12-13 октября в Москве. В условиях трансформации международной ситуации и смещения вектора мирового внимания на Ближний Восток для российско-германского диалога крайне важной становится тесная связь на экспертном и общественном уровне. Как показали переговоры "нормандской четверки" в Париже, прорыв в урегулировании украинского кризиса не только возможен, но и вполне реален. Равно как и реален консенсус между Россией и Германией относительно развития общего европейского пространства.

Для этого необходим откровенный диалог и многообразие форматов общения на всех уровнях, так как имеющиеся противоречия между нашими странами несут в себе угрозу международной безопасности в долгосрочной перспективе. Бесспорно, что пока мы не научимся смотреть на международные вопросы глазами друг друга и уважать право всех государств на защиту собственных национальных интересов, будет создаваться опасная ситуация разобщенности и враждебности на европейском континенте, открывающая для внешних игроков возможности по расширению влияния в регионе в угоду своим политическим и экономическим амбициям. И шанс на создание мирной и безопасной Европы, который представился мировому сообществу после объединения Германии, может быть окончательно упущен.

Никита Силаков, Фонд Горчакова

Позиции авторов публикаций, размещенных на сайте http://gorchakovfund.ru, могут не совпадать с позицией Фонда им. Горчакова. 

Теги