Риззат Елюбаев: Достижение консенсуса между Россией и странами постсоветского пространства в оценке революционных событий 1917 года

07 декабря 2017

Юбилей событий 1917 года – повод для осмысления настоящего и будущего в отношениях между Россией и странами постсоветского пространства.

Об этом специально для официального сайта Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова пишет преподаватель кафедры международных отношений, истории и социальной работы Кокшетауского университета имени Абая Мырзахметова (Казахстан) Риззат Елюбаев, принявший участие в "Диалоге во имя будущего – 2017":

"При оценке любого исторического события важно обращаться в первую очередь к оценке этого события современниками. И здесь кроется ряд неразрешенных вопросов. Сегодня многие опираются на антисоветскую интерпретацию прошлого. Впоследствии в ряде стран, как, например, в балтийских республиках, подобные взгляды получили даже юридическое закрепление. В других – пережили, либо переживают трансформацию. Восприятие обществом Российского опыта политической интерпретации прошлого, современниками в контексте постсоветского пространства также неоднозначно.

Если рассматривать Революцию 1917 года через призму сегодняшнего дня, то она привела к некоторым прогрессивным последствиям, открыла новые возможности для развития национальных окраин бывшей империи, формирования новых общественных сил, также выступавших за системную модернизацию центрально-азиатских сообществ. В то же время нельзя не говорить о трагических и негативных последствиях революционных потрясений, приведших к миллионным человеческим жертвам.

Если мы уважаем свою общую историю, нужно воспринимать ее объективно и без ложного стыда, и это должно быть ключевым посылом для каждого из нас в достижении определенного консенсуса при оценке событий.

Что касается Казахстана, то на официальном уровне отношение к Октябрьской революции, и, особенно, к ее трагическим последствиям стараются сильно не афишировать, быть может, пытаясь обходить "острые исторические углы". Хотя этот вихрь унес жизни миллионов казахов в результате Гражданской войны, репрессий и голода, не считая миллионов тех, кто навсегда покинул свою родину.

Для описания событий 1917 года в казахской степи очень важен следующий компонент: почти 82% населения края по переписи 1897 года составляли казахи, основная часть которых вела кочевой образ жизни и имела мало представления о том, что происходит в центре и городах. Сегодня появляются работы, которые говорят о совершенно другом отношении местного населения к тому, что происходило в 1917 году, о том, каковы были политические ожидания населения, нужна ли была им реализация идей большевиков, о том, как ориентиром для казахов становились национальные идеи, которые для них формулировала национальная интеллигенция. В. Ленин писал: "Мы прошли победным триумфальным шествием большевизма из конца в конец громадной страны". Между тем шествие это проследовало в основном по городам и лишь в незначительной степени – по аграрной периферии. Аул и деревня Казахстана оказались в гораздо меньшей степени чем город втянуты в революционные процессы. Октябрьская революция очень мало затронула аул, в особенности полукочевой и тем более кочевой. Октябрьский ураган пронесся мимо аула. Профессиональный революционер Ф. Голощекин сразу после прибытия в Кзыл-Орду заявил, что Советской власти в ауле нет, а есть господство бая. Вскоре Голощекин провозгласил свою главную идею "Малый Октябрь", которая осталась черным днем в памяти казахского народа.

В Киргизской Республике 7 ноября отмечался как официальный праздник. Однако по заявлениям властей этого государства в последние годы вместе с осознанием исторических ошибок, допущенных в советский период развития, дата утратила значение. Исходя из того, что в самой Российской Федерации 7 ноября официально не отмечается, а термин "Октябрьская революция" в официальных документах постепенно замещается понятием "октябрьские события 1917 года", в Кыргызстане переименовали День Октябрьской революции в День истории и памяти предков.

В Узбекистане центром борьбы в Средней Азии в период революции считают Ташкент. Наряду с достижениями советского периода "октябрьские события" и их последствия оцениваются как "трагический опыт России, пережитый страной и ее гражданами" и характеризующийся "колоссальными потерями", "утратой преемственности культурного опыта, разрушением межпоколенческих связей", "гонениями", "эмиграцией наиболее образованной части населения", "многочисленными жертвами среди высланных и раскулаченных", "массовыми репрессиями" ...

На сегодняшний день мы можем констатировать, что в оценке революционных событий превалирует не оценка революции как таковой и даже не Гражданской войны, а ее последствий. На этом пути основным из вопросов является: "Когда Россия обретет столь необходимое ей национальное самосознание и самоуважение, встанет на твердую почву по отношению оценки итогов событий 1917 года?"

В конечном счете, когда мы пытаемся оценить роль Октябрьской революции в истории России и постсоветского пространства, не следует забывать, что попытка сформировать новое историческое сознание за счет уничтожения всех "пережитков прошлого" невозможна.

Как избавляться от исторической травмы? Ее важно проговорить, принять и понять, что искать виноватых в прошлом – гиблое дело. Виновные мертвы, режим мертв.

Но если в случае отдельного человека травма находится в его памяти, теряя остроту за бытовыми вопросами, то в памяти народа она может опасно видоизменяться, обрастая с течением времени новыми подробностями и смыслами, становясь не значимой частью памяти, а идеологическим орудием.

Да, советская власть практически уничтожила культуру малых народов, но советской власти больше нет. Как и современные немцы не должны брать на себя или даже чувствовать вину за страшные преступления государства, возникшего на их территории, ровно так же нет смысла в том, чтобы современная Россия извинялась или чувствовала себя виновной перед странами постсоветского пространства.

Достижение консенсуса в оценке революционных событий 1917 года будет способствовать национальному примирению, консолидации современного общества постсоветских государств перед угрозой раскола по идеологическим мотивам. В век информационных войн не хотелось бы стать жертвами чужой игры – в нашей истории. Выражаю надежду, что новые контакты на высшем уровне будут такими же плодотворными, как научно-образовательная программа Фонда Горчакова "Диалог во имя будущего: Россия и мир вокруг век спустя".

Позиции авторов публикаций, размещенных на сайте http://gorchakovfund.ru, могут не совпадать с позицией Фонда им. Горчакова. 

Теги