Оркестровая яма ЕС – мнение

25 декабря 2013

После скандала с провалом Соглашения об Ассоциации с Арменией Евросоюз готовит новый документ, хоть как-то удерживающий Ереван в поле зрения Запада. Что остудило гнев Брюсселя – иранская "карта" или сверкающие пятки Украины?

Об этом пишет обозреватель РОСБАЛТа Ирина Джорбенадзе:

"Скандал, устроенный Евросоюзом в связи с отказом Армении парафировать соглашение об Ассоциации с ЕС и ее согласием вступить в Таможенный союз, оказался контрпродуктивным. Во-первых, Ереван, "обиженный" на гневную и чуть ли не угрожающую риторику Европы, может очень далеко отчалить от Брюсселя. Во-вторых, армяно-европейский "бенц" никак не подействовал на позицию официального Киева, отказавшегося, вслед за Арменией, от ассоциированных отношений с Европейским союзом. Более того, по стопам Еревана и Киева пошел Баку.

Словом, Брюссель где-то не дожал, а где-то пережал, и теперь, дабы окончательно не потерять Армению, готовит новое юридическое обоснование своих отношений с Ереваном. Как пояснил в интервью армянской службе радио "Свобода" посол Польши в Армении Здислав Рачинский, "…это может быть какое-то соглашение об ассоциации, но немного другого типа, поскольку есть разные договора об ассоциации". По его словам, "под одним названием кроется разная политическая и экономическая действительность, и может быть так, что название будет сохранено, но это будет немного менее тесное сотрудничество, чем предполагалось первоначально". 
Чтобы как-то сохранить "лицо" Брюсселя, Рачинский предложил следующую версию: "Возможно, мы взяли слишком большой темп, возможно, эти проекты были чересчур амбициозными, и страны "Восточного партнерства" просто были не в состоянии реально участвовать в первоначальном проекте".

Но какой проект может сейчас предложить ЕС Армении? И вообще, с какой целью готовится новый документ на сближение, или, точнее сказать, на не удавшееся осенью отдаление Армении от России и Таможенного союза? Вероятно, Брюссель откажется от ультимативной политики – либо ТС, либо ЕС – и предложит Армении вариант совмещения ее участия в обеих структурах: в виде документа, внешне исключающего использования Армении в качестве орудия геополитической борьбы Запада с Россией.

Теперь все зависит от того, насколько умно и не раздражающе для Москвы будет составлено новое соглашение с перспективным прицелом на Азербайджан и Украину. Скорее всего, официально, в краткосрочной и среднесрочной перспективе, ЕС не будет претендовать на геополитический диктат в ареале российских интересов на армянском, а значит, на южно-кавказском направлении, выдавая его за беспокойство о безопасности Армении.

Соответствующий намек содержался и в прямой речи Рачинского: "… безопасность Армении гарантируется, во-первых, ее членством в ОДКБ, во-вторых, особыми двусторонними отношениями с Россией, и эти составляющие не входят в противоречие с ассоциацией с Европейским союзом. … То есть, я имею в виду, что Армения остается в пространстве безопасности, гарантируемой Россией, но одновременно пользуется теми привилегиями, ноу-хау, которые может предоставить Европейский союз. Это могло стать очень интересным и даже историческим политическим экспериментом".

Все это означает, что Европа, не влезая (внешне) в российские дела в Армении, дабы окончательно не потерять ее, будет потихоньку возвращать себе республику кредитами и грантами, направленными на развитие экономических реформ и демократических институтов, включая гражданское общество. А также движениями по мирному урегулированию карабахского и армяно-азербайджанского конфликтов, которые Брюссель априори не в состоянии решить.

Однако вряд ли Москва позволит Европе зайти в этих играх слишком далеко – например, до состояния Евромайдана по-армянски. Как пишут некоторые зарубежные СМИ, в проевропейских собраниях на Украине прослеживается не просто собирательная "рука" ЕС, но лично десница канцлера Германии Ангелы Меркель.

В пользу того, что Москва не намерена дремать, говорит недавнее заявление генсека ОДКБ Николая Бордюжи, в соответствии с которым Организация договора о коллективной безопасности будет противодействовать попыткам Запада организовать в странах СНГ "цветные революции". "Поражает вероломство организаторов и проводников революционных преобразований, которые преследуют сугубо корыстные цели и не гнушаются никакими способами их достижения, включая выходящие за рамки правового поля и морально-нравственных норм", - цитирует Бордюжу "Коммерсант".

Но вернемся к собственно Армении, которой Евросоюз, после жестких окриков на почве провала подписания Соглашения об Ассоциации, фактически предложил вернуться к уже апробированной ею, но безуспешной политике балансирования между Россией и Западом. Поведется ли на нее Армения, которая в начале будущего года рассчитывает вступить в Таможенный союз, а также взвалить на Россию урегулирование своих территориальных конфликтов с Азербайджаном, или, как минимум, их замораживание?

И вообще, может ли Армения шарахнуться от России в условиях, когда расположенная на ее территории в Гюмри российская военная база пополняется новейшей техникой, в столичном аэропорту "Эребуни" расселяется авиационный полк с истребителями последнего поколения и вертолетной эскадрильей, и республика в целом становится территорией дислокации военно-воздушных сил ОДКБ?

Для полноты картины добавим: Россия берет под свою защиту воздушное пространство Армении; увеличивает свой личный состав на базе в Гюмри до 10 тысяч военнослужащих; предоставляет Армении различные преференции для развития ее экономики. Она, имея в виду скорое вступление Армении в ТС, снизила цену на природный газ для республики с $270 за тысячу кубометров до $189 со значительным наращиванием объема поставок. Номенклатуру цементирования армяно-российских отношений можно продолжить. А тут какое-то невнятное (или более, чем внятное, но проигрышное) Соглашение об Ассоциации или его имитация….

Как видим, Россия пришла в Армению всерьез и надолго. Это не может нравиться ни европейцам, ни американцам – регион стратегически важен и для одних, и для других. Но он важен и для России, которая посредством закрепления в Армении может контролировать не только Южный Кавказ, но и Ближний Восток. И особенно – Иран. Не потому ли ЕС решил срочно подсуетиться и создать новый интеграционный документ с Арменией – для собственных нужд и для нужд США, которые, не исключено, собираются в среднесрочной перспективе наладить партнерские отношения с Ираном? А это полностью перекраивает не только региональную, но и геополитическую карту мира с резким снижением влияния как минимум России и Турции.

Словом, Армения перестала быть политическим аппендицитом, и мировые державы почти стали ломать за нее копья. Вряд ли в этой борьбе они сумеют одолеть Россию. И если выстрелы окажутся холостыми, центр политической тяжести Запад перенесет на Азербайджан. Однако азербайджанская арена будет гораздо более трудно осваиваемой и не такой однозначной, как армянская. И, скорее всего, в наступающем году ЕС и США начнут репетицию новых политических сюит на Южном Кавказе".

РОСБАЛТ – для Фонда им. Горчакова.

Позиции авторов публикаций, размещенных на сайте http://gorchakovfund.ru, могут не совпадать с позицией Фонда им. Горчакова. 

Теги