Медиашкола "Казань 2018": как технологии и политика меняют журналистику сегодня

24 ноября 2018

С 19 по 23 ноября в столице Татарстана прошла международная молодежная медиашкола "Казань 2018" – совместный проект Фонда Горчакова, ассоциации "Русско-Балтийский медиацентр", Казанского (Приволжского) федерального университета и информационного агентства REGNUM.

Участие в медиашколе "Казань 2018" приняли молодые журналисты из России, Белоруссии, Украины, Молдавии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Программа была насыщена встречами и мастер-классами от профессионалов.

Главный редактор ИА REGNUM Модест Колеров поделился с участниками видением ситуации на российском медиапространстве, обозначил проблемы крупных интернет-холдингов и отметил преимущества и недостатки социальных сетей:

“Абсолютное большинство телевизионной аудитории имеет мифологическое мышление, ей необходимо повторять одно и то же по несколько раз. Поэтому при изучении аудитории СМИ мы должны разделять две неравные части: информационную и рекламную – рыночную”.

По мнению эксперта, будущее “умных медиа” – в тематической специализации, которая не принесет популярности у массовой аудитории, но позволит выделить свой сегмент приверженных читателей и сохранить за собой журналистские функции информирования и просвещения.

Максим Семёнов, главный редактор газеты "Валдай", рассказал об особенностях работы региональной прессы в России. Региональные СМИ, по признанию спикера, сталкиваются с двумя основными проблемами: отсутствием финансирования и дефицитом квалифицированных кадров: “Мы не стремимся привлечь людей горячими новостями. Местная газета должна писать о местных вещах – это мое убеждение”.

По словам польской публицистки Агнешки Волк-Ланевска, из десяти тысяч польских журналистов лишь 10–20 дают объективную оценку событиям, в которых так или иначе участвует Россия.

“Я периодически пишу про Россию, не обязательно в позитивном ключе, просто пытаюсь быть объективной. Меня часто зовут на ТВ-шоу, для них я героиня, которую можно раскритиковать”, – рассказала Агнешка Волк-Ланевска.

Елена Черышева, шеф-редактор Sputnik Эстония, поделилась непростой историей создания и работы русскоязычного медиа на территории Прибалтики. У редакции нет доступа к официальным источникам, пресс-релизам, заседаниям в органах эстонской власти. Журналисты ищут своих экспертов в социальных сетях. 

“Мы придерживаемся правил журналистики и стараемся всегда использовать хотя бы три источника информации. Местные СМИ обленились, работают по пресс-релизам, зачастую позволяют себе освещать лишь одно мнение”, – рассказала Елена Черышева.

Несмотря на сложные условия работы, уже год Sputnik держится на четвертом месте в рейтинге СМИ Эстонии.

Дискуссии о роли СМИ и журналиста в современном мире сменяли мастер-классы по инфографике, созданию  интернет-телевидения подручными средствами, продвижению медиа в социальных сетях и работе на платформах-конструкторах сайтов. Участники познакомились с техническими возможностями, которыми обладает Высшая школа журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета. Директор школы Леонид Толчинский провел экскурсию по тв-студиям, в которых студенты создают контент собственного кабельного канала Univer.TV, и рассказал, что в образовательной программе преобладает практическая часть. Это позволяет выпускникам КФУ чувствовать себя уверенно на неустойчивом рынке журналистской профессии.

Отдельным заданием для участников медиашколы стала разработка собственного медиапроекта с использованием современных конструкторов веб-сайтов и технологий создания инфографики. Члены лучшей команды – создатели информационного агентства “Эчпочмак” (название традиционного татарского блюда) – получили право на участие без конкурса в любом проекте Фонда Горчакова в течение 2019 года.


Теги