Марина Лошак: Музеи в эпоху "тревожной бодрости"

04 июня 2020

В преддверии международного Дня русского языка и дня рождения А.С. Пушкина в Фонде Горчакова в рамках проекта онлайн-лекций состоялось выступление российского куратора, галериста, арт-менеджера, коллекционера, директора Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Марины Лошак на тему "Музеи во время пандемии и после нее". Трансляция впервые велась на двух языках — русском и французском.

На лекции обсуждались актуальные темы, затрагивающие вопросы текущего и будущего состояния культурных учреждений. Речь шла о том, с какими трудностями им пришлось столкнуться, какое место займет культура и искусство в постпандемическом мире.

"Последнее время мы непрерывно находимся в состоянии диалога, и это прекрасно. Диалог — самый продуктивный формат взаимодействия человека с человеком. Среди нас нет человека, который мог бы прогнозировать то, что нельзя спрогнозировать на данный момент, но есть прекрасная возможность порассуждать и подумать будет ли изменен мир, в котором мы живем и что произойдет с нами. Мы, как музейщики, относимся к такому типу институции, где всегда рассуждают на эту тему, особенно сейчас, в странную ситуацию, которую можно назвать "оврагом во времени", - сказала Марина Лошак.

Ощущение, в котором живет сама директор ГМИИ в это время, она назвала "тревожной бодростью".

По мнению эксперта, жизнь после пандемии не станет ни хуже, ни лучше. Она просто изменится. Принятие изменений является признаком жизни. В последние годы мировое сообщество заговорило о "музейном буме" — глобальности музейных движений, что свидетельствует о значительном расширении функций музеев и изменении всей сути существования музейной институции. Музеи обрели новую роль, заменив собой многие необходимые людям эмоциональные и социокультурные движения, раньше не относящиеся к музейной сфере, и стали ключом, открывающим серьезные социоэкономические двери, прежде закрытые.

Марина Лошак также отметила важность осознания роли культуры через экономику — это парадоксально, но такой путь "в цифрах" предоставит возможность многим людям лучше ощутить мощь и масштаб достижений культуры. На примере коллег из Великобритании можно увидеть, как музей стал драйвером к изменению географии, когда опустевшие, с приходящей в упадок промышленностью территории изменились благодаря появлению новых музейных пространств. Такому же примеру следует Пушкинский музей, создавая Музейный городок, состоящий из 29 зданий и сооружений.

Появилось новое понятие "глокальности", характеризующееся взаимопроникновением глобального и локального, и это является положительной тенденцией, объясняющей возрастающую ценность локального. "В связи с этим представляется наилучшей возможность воплощения подобного принципа в России не в глобальных монополиях, а, скорее, в различных конфигурациях локального характера, которые преобразуют это место и дадут людям почувствовать себя не просто зрителем, а частью творческой среды. Музей — как знак ключевых социокультурных сигналов. Это станет своего рода мостиком между тем, как мы жили раньше и как будем жить после пандемии", — полагает Марина Лошак.

Как и многие представители института культуры, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина за период пандемии совершил огромную работу и провел множество экспериментов технологического и содержательного характера. Например, "Тайная вечеря" Дмитрия Крымова на платформе "100 способов прожить минуту", "Шедевры рисунков", собравшие уже более 1 млн посетителей; "История британского плаката", "Искусство татуировки", "Образ мира через призму Рихтера", "Кабинет Дидро и просвещение XVIII века" и многие другие выставки, которые может увидеть любой желающий. Дистанционно происходило тесное взаимодействие с людьми, которые во многом подсказывали, что нового им самим хочется увидеть в пространстве музея. Всё это привело к осознанию необходимости сохранения и развития онлайн формата одновременно с живым присутствием в музее. "Это интересный путь с огромным будущем, который был недооценен в своем мощном воздействии ранее", — заключила эксперт.

Вероятно, уже в июле можно ожидать открытия многих культурных учреждений. На ценовой политике музеев это не скажется, так как они – социально ориентированная институция и понимают ситуацию, продиктованную пандемией. Предположительно, что у многих в ближайшие года два не будет экономической возможности делать художественные блокбастеры, музеи будут рассчитывать свои возможности и расходы. Информативность через онлайн-системы будет развиваться. Будут продолжать формироваться социокультурные и морально-нравственные тренды.

Теги