Григорий Заславский: Театр непременно вернется к зрителю

26 июня 2020

24 июня Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова провел онлайн-лекцию "Театр после пандемии: долгий путь к зрителю", которую прочел театральный критик, ректор Российского института театрального искусства (ГИТИС), кандидат филологических наук Григорий Заславский.

Сфера искусства одной из первых на долгий период закрылась в дни пандемии, и театр не является исключением. Встали на паузу вся сценическая жизнь, живой контакт со зрителем, без которого невозможно существование театра и его актеров. Под запрет попали даже репетиции. Образование в области искусства также сильно пострадало — не ясна дальнейшая судьба выпускников и поступающих в этом году.

Григорий Заславский отметил большую роль театра как хранителя высоконравственных ценностей человека. По словам эксперта, даже в самые тяжелые времена театры продолжали работать, только во время эпидемии испанки в период Гражданской войны они оказались закрытыми на протяжении двух лет.

Каким будет театр после пандемии, не до конца ясно, однако опасение по поводу того, вернется ли зритель, не вполне обосновано. Григорий Заславский полагает, что желание быть вместе, пережить общие эмоции, ощутить плечо сидящего рядом никогда не уйдет из сознания человека. Поэтому полный переход в онлайн театру не грозит. Появятся новые постановки, перспективные жанры, такие как Screenlife, но будущее точно не за привычным кинематографом и театром.

Не менее важным вопросом является перспектива учебного процесса и нового набора абитуриентов, так как невозможно провести качественный дистанционный отбор и аттестацию учеников. С одной стороны, есть позитивный момент в том, что в театральные вузы будут поступать люди, которым это действительно нужно. С другой стороны, театральная система, вероятно, быстро отреагирует на карантин, и на ближайшие годы никого не станут брать в театр с перспективой на долгие отношения. Таким образом, карантин спровоцирует стремительный переход жестких капиталистических отношений в сферу театра.

Также эксперт отметил, что осенний семестр этого года вполне возможно будет проводиться в режиме онлайн, а еще незаконченный вечерний семестр планируют компенсировать очно, так как многие из дисциплин не поддаются дистанционному формату.

Начало очных прослушиваний в ГИТИСе намечено на 1 июля, 25 июня ВГИК открыл свои двери. Можно видеть, как постепенно начинается работа. Снят запрет на проведение репетиций, но показ спектаклей еще не разрешен.

За время карантина Российский институт театрального искусства проделал большую работу по укреплению регионального и международного сотрудничества — при поддержке министерства культуры открываются курсы повышения квалификации профессионального мастерства для актеров государственных театров России. Со следующей недели совместно с Фондом "Русский мир" начнутся курсы для русских театров бывшего СССР. 300 артистов русских театров на пространстве СНГ (Русский театр имени Грибоедова в Тбилиси, Киевский театр русской драмы имени Леси Украинки, русские театры Казахстана, Киргизии, Азербайджана) получат возможность освоить курс актерского мастерства и сценической речи.

Отвечая на вопрос о роли публичной дипломатии в поддержке театральной сферы, Григорий Заславский отметил успешность летней театральной школы в Грузии и вклада Николая Свентицкого, руководителя школы, в ее развитие. "Эффект от школ – беспрецедентный!" — восхитился эксперт.

 

Теги