Эльнур Мехдиев: Стратегические интересы Ирана в Центральной Азии на современном этапе

22 декабря 2015

Интерес Ирана к постсоветским странам Центрально-Азиатского региона – Казахстану, Киргизии, Таджикистану, Туркменистану и Узбекистану – постоянно растет. В условиях фактического эмбарго со стороны США и ЕС Тегеран стремится ослабить международную изоляцию, а также повысить уровень собственной безопасности, укрепляя стабильность своих северных границ.

Об этом пишет научный сотрудник Центра постсоветских исследований Института международных исследований (ИМИ) МГИМО (У) МИД России Эльнур Мехдиев специально для официального сайта Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова:

"Влияние Ирана на регион реализуется в различных сферах – идеологической, культурной и социально-экономической.

Идеологическим аспектам сближения придается особое значение. На практике "мягкая сила" в этой области выражалась в деятельности иранских культурных центров на территории стран региона.

Экономические интересы Ирана лежат в плоскости энергетического сотрудничества. Активность в данном направлении проявляется, прежде всего, в финансировании проектов транспортировки энергоресурсов Казахстана и Туркменистана. В Астане и Ашхабаде рассматривают Иран в качестве кратчайшего пути на мировые рынки, включая Индию, Пакистан и страны Юго-Восточной Азии. Участвуя в создании трубопроводных систем Центральной Азии, Иран стремится, во-первых, вывести свои энергоресурсы на региональный рынок, а во-вторых, обеспечить собственную безопасность, поскольку прокладка трубопроводов по его территории дает определенные гарантии безопасности. Однако иранское участие в подобных проектах серьезно ограничено из-за санкционного режима Запада и сложных взаимоотношений со странами Персидского залива, что препятствует расширению энергетического сотрудничества.

Одновременно иранцы активно строят электростанции, обеспечивающие промышленные объекты стран региона.

Большое внимание в развитии двусторонних отношений уделяется сотрудничеству в транспортной сфере путем содействия в создании транспортной системы Центральной Азии. В числе примеров – ввод в эксплуатацию в 2014 г. прямого железнодорожного маршрута Казахстан – Туркмения – Иран, являющегося частью международного транспортного коридора "Север – Юг", предназначенного для обеспечения транспортной связи от Балтии до Индии.

Тегеран проявляет интерес к участию в региональных международных организациях, в которых задействованы государства Центральной Азии: Организация исламского сотрудничества, Организация экономического сотрудничества, Шанхайская организация сотрудничества (Иран имеет статус наблюдателя в ШОС, Туркменистан не участвует).

Важным направлением политики Ирана в отношении Центральной Азии является обеспечение региональной безопасности и стабильности. Как и Иран, страны региона сталкиваются с международными (терроризм, экстремизм, наркотрафик), и региональными (сепаратизм, экстремизм в региональном масштабе) вызовами. По мнению иранского руководства, регион должен самостоятельно обеспечивать собственные стабильность и безопасность, без вмешательства внерегиональных акторов. Эта позиция в определенной степени совпадает с позицией основных участников ШОС – России и Китая. В перспективе полноценное членство в ШОС способно дать Ирану возможность усилить влияние на формирование региональной системы безопасности Центральной Азии.

Иран – Туркменистан

Дипломатические отношения между Ираном и Туркменистаном установлены 18 февраля 1992 г.

Взаимный интерес двух государств продиктован, прежде всего, наличием протяженной общей границы, исторической и конфессиональной близостью, наличием на севере Ирана компактно проживающего туркменского меньшинства. Объединяющим фактором служит и изоляция обоих государств от внешнего мира.

Отношения Тегерана и Ашхабада стабильны и динамичны. Руководство республик регулярно проводит двусторонние встречи, в том числе с участием деловых кругов. В Туркменистане осуществляют деятельность около 80 иранских компаний. Хорошо налажено межведомственное взаимодействие. Созданы межправительственные комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, консульским, таможенным и пограничным вопросам. Подписано более 160 договоров и соглашений по различным вопросам.

По итогам 2014 г. Иран стал третьим торговым партнером Туркменистана (после Китая и России). В 2014 г. товарооборот между Ираном и Туркменистаном составил около 4 млрд долл., в ближайшие 10 лет страны намерены довести этот показатель до 60 млрд долларов[i].

Основными товарами, экспортируемыми Ираном в Туркменистан, являются строительные материалы, оборудование, легковые автомобили, автобусы, сельскохозяйственная продукция, бытовая техника, электротехническое оборудование и нефтехимическая продукция. Из Туркменистана Иран импортирует природный газ, электрическую энергию, сельскохозяйственную и текстильную продукцию.

Приоритетным направлением двустороннего сотрудничества является нефтегазовая сфера. Иран импортирует туркменский газ для обеспечения внутренних потребностей его северо-восточных районов. Поставки осуществляются по газопроводам Корпедже – Курткуи и Довлетабад – Серахс – Хангеран.

Со стороны Ирана нередко звучат заявления о намерении отказаться от импорта туркменского газа. По мнению ряда экспертов, это не более чем инструмент в борьбе за снижение цены. В августе 2014 г. прозвучало заявление о планируемом повышении добычи газа в Иране и вводе в эксплуатацию новых емкостей хранения газа, позволяющих аккумулировать более 4,5 млрд куб. м топлива. Эти меры позволили бы отказаться от импорта газа из Туркмении. Однако уже в январе 2015 г. генеральный директор Иранской национальной компании по экспорту газа А. Р. Камели заявил, что Иран не откажется от туркменского газа, т. к. его политика направлена на расширение взаимодействия с соседними странами в газовой сфере[ii]. Кроме того, на туркмено-иранском бизнес-форуме в марте 2015 г. президент Ирана Х. Рухани заявил о намерении увеличить объемы импорта природного газа из Туркменистана[iii].

Среди реализованных совместных проектов в нефтегазовой сфере – строительство терминала для хранения и отгрузки сжиженного газа в порту Киянлы. В транспортной сфере завершено строительство железной дороги Теджен – Серахс – Мешхед (1996 г.), восточного маршрута МТК "Север – Юг" Казахстан – Туркменистан – Иран (2014 г.), а также автомобильной трассы Серахс – Мешхед.

Обе страны активно участвуют в формировании транспортного коридора Узбекистан – Туркменистан – Иран – Оман. Первое заседание координационного совета проекта состоялось в феврале 2015 г.

Перспективы двустороннего сотрудничества Тегерана и Ашхабада связаны с реализацией транспортно-транзитных проектов.

Иран – Таджикистан

Дипломатические отношения между двумя странами установлены в январе 1992 г. 8 января 1992 г. в Душанбе открылось посольство Ирана. Посольство Таджикистана в Тегеране функционирует с июля 1995 г.

Основой двустороннего сотрудничества являются этнокультурная, языковая и историческая близость. В 1990-е гг. Иран совместно с Россией содействовал межтаджикскому перемирию во время гражданской войны в Таджикистане, что способствовало сближению двух стран и укреплению двусторонних отношений.

Правовая база двустороннего сотрудничества включает в себя более 150 межгосударственных соглашений, затрагивающих различные сферы взаимодействия, в том числе экономику, торговлю, инвестиции, гидроэнергетику, науку, культуру и пр.

Регулярные официальные и рабочие визиты глав государств, представителей парламентов, министерств и ведомств свидетельствуют о высокой степени взаимной заинтересованности. Регулярно собирается совместная межправительственная торгово-экономическая комиссия.

Между странами установлены прочные научные и культурные связи. Осуществляются программы студенческого и научного обмена, изучения фарси в школах и высших учебных заведениях, проводятся совместные культурные мероприятия.

Основными статьями экспорта Таджикистана в Иран являются хлопок и алюминий. В импорте из Ирана преобладают машинное и техническое оборудование, товары из черного металла и пластмассы, цемент, бытовая химия, продовольственные товары.

Товарооборот по итогам 2013 г. превысил 292 млн долларов США, что почти на 35 % выше показателя 2012 года. За 9 месяцев 2014 года объем товарооборота составил около 186 млн долларов США[iv]. По словам Э. Рахмона, за последние 10 лет товарооборот вырос в 5 раз[v].

В Таджикистане работает около 180 иранских предприятий, в том числе в сельском хозяйстве и энергетике.

Одним из приоритетных направлений торгово-экономического сотрудничества является строительство гидроэлектростанций. Так, в сентябре 2014 года во время встречи президентов Ирана и Таджикистана состоялся полный запуск Сангтудинской ГЭС-2 на реке Вахш. Инвестиции Тегерана в объект превысили 180 млн долларов США. В течение 14 лет 6 месяцев ГЭС и доходы от ее эксплуатации будут принадлежать иранской стороне, а затем право собственности на ГЭС перейдет к Таджикистану[vi].

Среди совместных проектов отмечают строительство Айнинской ГЭС на реке Зарафшан, соединение транспортно-энергетических сетей двух стран, прокладку водопровода из Таджикистана в Иран и трубопроводов для поставки нефти и газа из Ирана в Таджикистан, а также завершение работ по усовершенствованию автомобильного тоннеля Истиклол, инвестиции в который со стороны Ирана составляют около 40 млн долларов США[vii].

В рамках сотрудничества в транспортной сфере Душанбе и Тегеран взаимодействуют по вопросам строительства железной дороги Китай – Кыргызстан – Таджикистан – Афганистан – Иран. В декабре 2014 года по итогам встречи должностных лиц стран – участниц проекта был подписан документ об определении маршрута.

С 1998 г. Таджикистан и Иран сотрудничают в военно-технической сфер. При иранском посольстве в Душанбе работает военный атташе. В настоящее время военно-техническое сотрудничество ограничивается созданием совместных предприятий по пошиву военного обмундирования и ремонтом боевой техники на территории Таджикистана.

Перспективы двустороннего сотрудничества связаны с реализацией совместных инвестиционных проектов в транспортной и гидроэнергетической сфере.

Иран – Казахстан

Дипломатические отношения установлены 29 января 1992 г. Посольство Ирана в Астане открыто в 1992 г., посольство Казахстана в Тегеране – в 1993 г.

На характер и содержание двусторонних отношений большое влияние оказывают общность экономических интересов и территориальная близость стран в рамках Каспийского региона.

Страны подписали более 60 межправительственных и межведомственных соглашений по вопросам сотрудничества в различных областях: культура, транспорт, транзит, нефтегазовая промышленность, взаимные инвестиции, спорт, здравоохранение, образование, туризм и т. д.

Регулярно проводятся заседания совместной межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству, созданной в 1992 году.

Структура экспорта Казахстана в Иран в основном включает зерно и сталь. Из Ирана Казахстан импортирует строительные материалы, нефтехимическую продукцию, легковые автомобили, фрукты и овощи. Товарооборот за 2012, 2013 и 2014 гг. составил 1,2 млрд, 678 млн и 620 млн долларов США соответственно[viii]. Следует отметить, что на встрече глав государств в сентябре 2014 года было озвучено намерение увеличить товарооборот в 5 раз[ix], во многом благодаря реализации совместных проектов в сельском хозяйстве, транспортной сфере и т. п.

Инвестиции за период с 2005 по 2014 гг. из Ирана в Казахстан составили более 120 млн долларов США, из Казахстана в Иран – более 10 млн долларов США[x]. Иранские компании участвуют в проектах по строительству автодорог и телекоммуникаций в Казахстане.

Приоритетным направлением сотрудничества являются транспортно-транзитные проекты, среди которых: восточный маршрут МТК "Север – Юг" Казахстан – Туркменистан – Иран, проект Узбекистан – Туркменистан – Иран – Оман. К последнему Казахстан присоединился в феврале 2015 г.

В рамках транспортного сотрудничества между Ираном и Казахстаном на Каспии осуществляется расширение морского порта Актау, строительство порта Курык, к которому проведена дорога Ералиево – Курык, увеличена мощность иранского порта Анзали для казахстанских товаров, открыт зерновой терминал Казахстана в порту Амирабад, в планах строительство зернового терминала в порту Имам Хомейни.

В перспективе также возможно возобновление нефтяных своп-операций, прекращенных в 2010 г.

Реализация транспортных проектов и снятие или ослабление международных санкций в отношении Ирана будут способствовать большему сближению двух стран.

Иран – Узбекистан

Дипломатические отношения установлены 10 мая 1992 г. Посольство Ирана в Узбекистане было открыто в ноябре 1992 г. Посольство Узбекистана в Иране функционирует с мая 1995 г.

Политика Ирана так же строится на культурной, языковой, религиозной и исторической общности.

Между странами подписаны межправительственные и межведомственные соглашения (порядка 80) по вопросам экономики, торговли, таможни, транспорта и инвестиций. В ноябре 1993 г. была создана межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, деятельность которой способствует росту заинтересованности деловых кругов Ирана к ведению бизнеса в Узбекистане, где функционирует около 120 совместных ирано-узбекских предприятий, в том числе около 20 предприятий со 100%-ным иранским капиталом.

Также Тегеран и Ташкент поддерживают связи в сфере культуры и спорта.

Товарооборот между странами по итогам 2014 г. превысил 250 млн долларов США[xi], хотя в 2010 г. он составлял 609 млн долларов США[xii], а в 2012 и 2013 гг. – 350 млн долларов США[xiii][xiv]. При этом представители Ирана и Узбекистана неоднократно заявляли о намерениях увеличить товарооборот до 1 млрд долларов США.

Основные статьи экспорта Узбекистана в Иран – хлопок, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, химволокно. В структуре импорта из Ирана преобладают строительные материалы, бытовая химия, продукты питания, фрукты, чай. Кроме того, часть экспорта Узбекистана (например, хлопок) поставляется на мировые рынки транзитом через Иран.

Основным направлением двустороннего сотрудничества является транспортная сфера. Узбекистан является участником проекта по созданию транспортного коридора Узбекистан – Туркменистан – Иран – Оман, благодаря которому объем грузоперевозок может вырасти почти в 2 раза: с 1,6 до 3 млн т. В рамках данного проекта Иран предлагает Узбекистану осуществлять поставки нефти в объеме до 1 млн т в год[xv], что может быть интересно для нефтеперерабатывающей отрасли Узбекистана, испытывающего дефицит автомобильного топлива на внутреннем рынке.

Полноценному сотрудничеству препятствуют приверженность Узбекистана к проамериканскому курсу (в частности, размещение в Ханабаде до 2005 г. американской базы, заключение в 2014 г. договора с США о поставках военной техники, открытие в Ташкенте регионального бюро НАТО) и напряженные отношения с Таджикистаном, имеющего тесные связи с Ираном.

Иран – Кыргызстан

Дипломатические отношения установлены 10 мая 1992 г. Уже в 1993 г. открылось посольство Ирана в Кыргызстане, а в 1994 г. – посольство Кыргызстана в Иране.

До середины 2000-х гг. сотрудничество осуществлялось в основном в рамках Организации экономического сотрудничества и Организации исламского сотрудничества. Ограниченность взаимодействия Ирана и Кыргызстана была обусловлена, в частности, наличием в аэропорту "Манас" авиабазы США.

В 2007 году участие Ирана (в качестве наблюдателя) в саммите ШОС, проходившем в Бишкеке, немного активизировало двустороннее взаимодействие: были подписаны различные соглашения о сотрудничестве в сфере торговли и инвестиций. Товарооборот между странами сохранялся на уровне 60–70 млн долларов США в год[xvi]. Сотрудничество в гуманитарной сфере было более динамичным.

Избрание в 2013 г. президентом Ирана Х. Рухани, который совершил свой первый зарубежный визит на данном посту в Бишкек, придало новый импульс взаимоотношениям двух стран.

Активное взаимодействие в настоящее время осуществляется на уровне парламента, министерств и ведомств, также работает межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. Объем товарооборота в 2014 году увеличился, но не превысил 100 млн долларов США[xvii]. Возможными направлениями сотрудничества могут стать энергетика, нефтегазовая и транспортная сферы.

В рамках сотрудничества в транспортной сфере Бишкек и Тегеран рассматривают строительство железной дороги. Иран предлагает маршрут Китай – Кыргызстан – Таджикистан – Афганистан – Иран. Кыргызстан, в свою очередь, считает его невыгодным для себя и настаивает на проекте Россия – Казахстан – Кыргызстан – Таджикистан – Афганистан – Иран с включением в него Узбекистана и Китая. В первой половине 2015 года в Бишкеке будет проведена встреча по обсуждению данного проекта.

Динамика в отношениях между Ираном и Кыргызстаном в последние два года усилилась, хотя потенциал двустороннего сотрудничества в полной мере не реализован.

* * *

Как представляется из вышеизложенного, динамика взаимодействия Ирана со странами Центральной Азии не ослабевает. Это обусловлено историческими связями, традициями, общностью культур (особенно с Таджикистаном), взаимной экономической заинтересованностью и готовностью Ирана участвовать в инвестиционных проектах, в т. ч. в сельском хозяйстве, гидроэнергетике, создании малых предприятий реализации железнодорожных и автомобильных проектов.

Позиции авторов публикаций, размещенных на сайте http://gorchakovfund.ru, могут не совпадать с позицией Фонда им. Горчакова.



[i] Туркменистан и Иран намерены за 10 лет довести товарооборот до $60 млрд. 12 марта 2015. http://www.trend.az/business/economy/2373227.html

[ii] Иран продолжит импорт туркменского газа. 30 января 2015. http://asgabat.net/stati/yekonomika/iran-prodolzhit-import-turkmenskogo-gaza.html

[iii] Туркмено-иранский бизнес-форум. 11 марта 2015. http://turkmenistan.gov.tm/?id=8348

[iv] Таджикистан и Иран обсудили потенциал межрегионального взаимодействия. 18 ноября 2014. http://www.infoshos.ru/ru/?idn=13445

[v] Ход и результаты таджикско-иранских встреч и переговоров на высшем уровне. 10 сентября 2014. http://www.president.tj/ru/node/7432

[vi] Душанбе продлил Ирану срок эксплуатации Сангтудинской ГЭС-2. 31 октября 2014. http://news.tj/ru/news/dushanbe-prodlil-iranu-srok-ekspluatatsii-sangtudinskoi-ges-2

[vii] В Тегеране обсудили проект ж/д Китай- Кыргызстан-Таджикистан-Афганистан-Иран. 28 января 2015. http://kyrtag.kg/news/v-tegerane-obsudili-proekt-zh-d-kitay-kyrgyzstan-tadzhikistan-afganistan-iran/

[viii] Казахстан и Иран подпишут соглашения на 500 млн долларов. 9 сентября 2014. http://www.nur.kz/330615.html

[ix] Казахстан и Иран намерены в 5 раз увеличить товарооборот. 9 сентября 2014. http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/kazahstan-i-iran-namerenyi-v-5-raz-uvelichit-tovarooborot-261482/

[x] Казахстан и Иран подпишут соглашения на 500 млн долларов. 9 сентября 2014. http://www.nur.kz/330615.html

[xi] Товарооборот Узбекистана и Ирана в 2014 г превысил $250 млн. 10 февраля 2015. http://www.uzdaily.uz/articles-id-23599.htm

[xii] Товарооборот между Узбекистаном и Ираном составил $609 млн. 9 февраля 2011. http://news.iran.ru/news/71861/

[xiii] Товарооборот Узбекистана и Ирана в 2012 г. достиг $350 млн. 11 февраля 2013. http://www.uzdaily.uz/articles-id-14432.htm

[xiv] Товарооборот между Узбекистаном и Ираном превысил 350 млн. долларов США. 12 февраля 2014. http://kommersant.uz/news/novosti-uzbekistana/tovarooborot-mezhdu-uzbekistanom-i-iranom-prevysil-350-mln-d

[xv] Иран планирует поставлять в Узбекистан до 1 млн. тонн нефти в год. 13 августа 2014. http://podrobno.uz/cat/economic/iran-postavki-nefti-uzbekistan/

[xvi] Иран и Кыргызстан отметят 20-летие установления дипотношений. 20 марта 2012. http://www.time.kg/duh-vremeni/3352-iran-i-kyrgyzstan-otmetyat-20-letie-ustanovleniya-dipotnosheniy.html

[xvii] Иран готов сотрудничать с Кыргызстаном в энергетической отрасли. 10 февраля 2015. http://www.gezitter.org/politic/37198_iran_gotov_sotrudnichat_s_kyirgyizstanom_v_energeticheskoy_otrasli/

18 Сажин В.И. "Иран: октябрь 2011 г. Экономическая ситуация" 19 декабря 2011 г. Институт ближнего востока. http://www.iimes.ru/?p=13829

19 Казанцев А. "Центральная Азия: тенденции регионального развития" 10 июля 2013 г. Российский совет по международным делам. http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2091#top-content

20 Звягельская И. "В поисках точки опоры: Иран в Центральной Азии" 12 ноября 2014 г. Российский совет по международным делам. http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=4757#top-content

21 Кузьмина Е.М. Внешние экономические интересы как фактор экономического развития Центральной Азии. М.: Институт экономики РАН, 2013. С. 33–38.

22 Князев А. "Иран и Центральная Азия: стратегия диалога» 10 февраля 2012 г. http://www.iran.ru/news/analytics/78275/Iran_i_Centralnaya_Aziya_strategiya_dialoga

23 Зульхарнеев А. "Энергетические интересы Ирана в Каспийском регионе". ПИР-Центр. http://www.pircenter.org/media/content/files/9/13522830960.pdf

24 Мамедова Н.М., Мехди Санаи. Иран: ислам и власть. — М., Институт востоковедения РАН, Издательство "Крафт+", 2002. — 280с.

25 Феруза Джани. "Иран и Центральная Азия: Краткий обзор взаимоотношений". 11 апреля 2009 г. http://www.fergananews.com/articles/6130

Теги