Елена Сидорова: 2017 год. Россия глазами французов

12 декабря 2017

Анализ представляет современный взгляд французов на Россию и носит субъективный характер. Он выполнен на основе межкультурных коммуникаций с французами, в том числе в рамках проекта "Донецкий франко-русский институт" и журнала Méthode (ранее Sans Frontières). Среди них представители различных профессий и кругов общества.

Об этом специально для официального сайта Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова пишет Елена Сидорова, кандидат технических наук, доцент, главный редактор журнала Méthode, руководитель проекта "Донецкий франко-русский институт", принявшая участие в "Диалоге во имя будущего – 2017":

"1. Русофобия

Один из авторов нашего журнала Ги Меттан в своей книге "Россия-Запад. Тысячелетняя война" привёл факты о том, как со времен Карла Великого и до украинского кризиса Запад иррационально не желает видеть в России своего партнера: Европе необходим противник, чтобы в противостоянии с ним укрепить собственное пошатнувшееся единство, а русофобия — это форма ненависти к России, суть которой заключается в генерации наиболее карикатурных предрассудков о России через постоянную демонизацию и обвинение в экспансионизме. Такая политика реализуются посредством действия "мягкой силы": СМИ, фильмов, заангражированных статей.

Как раз из-за того, что у многих французов сформировалась некая зависимость от телевизора, а также полное доверие к прессе, они несут в себе русофобские настроения, хотя, на самом деле, это вовсе не является их личным видением. Это, конечно, глобальная проблема, связанная с формированием общества, не обладающего критическим мышлением: общества потребления, общества спектакля.

Интересно заметить, что в большинстве случаев французы, которые любят свою страну, стремятся сохранить свою культуру и просто интересуется историей, любят и Россию, потому что она защищает те же ценности, что и они. И именно настоящие французы отказываются от принадлежности к либеральному декадентскому обществу, навязанному им США, и от политики Евросоюза, что также способствует их сближению с Россией.

2. Поиск идеологических альтернатив

"Разумеется, в наши дни уже никого не удивляет, что люди работают с утра до ночи, а затем сообразно личным своим вкусам убивают остающееся им для жизни время на карты, сидение в кафе и на болтовню. Но есть ведь такие города и страны, где люди хотя бы временами подозревают о существовании чего-то иного". (Альбер Камю, "Чума").

Одновременно с высоким уровнем жизни, защитой прав и социальными благами, западный образ жизни несёт за собой тотальный контроль населения, духовный и культурный упадок, политику "двойных стандартов". Система европейских ценностей становится всё менее убедительной. Кроме того, происходит столкновение с проблемой исламизации и больших потоков мигрантов, не разделяющих французские жизненные коды. Всё это приводит к некоему социальному шоку.

Французы пытаются найти другие альтернативные идеологические принципы для своего существования. И всё чаще в этом им необходим диалог с русскими. Но почему именно с русскими?

3. "Почему мы поддерживаем Россию?"

В мае-июне этого года вышла замечательная статья Антуана Дювивье, члена творческого объединения Les Brigandes, в которой он очень хорошо объяснил их интерес к России. По моему мнению, эти наблюдения могут относиться ко многим французам, о которых в данный момент идёт речь.

  1. Россия – это целая цивилизация, которая представляет собой нечто среднее между Европой и Азией. Не являясь полностью европейской, она может подвергать критическому взгляду современный западный мир. Имеющая западные черты, Россия отказывается от глобализма, пришедшего с Запада.

  2. Россия поддерживает концепцию мультиполярного мира.

  3. Россия является последним великим бастионом христианства, а, следовательно, западной духовности, что противопоставляется материалистической идеологии.

  4. Несмотря на то, что в России присутствуют олигархические элементы, что неизбежно на мировом рынке, она сопротивляется им, особенно тем, которые нарушают национальные интересы.

  5. Русский мир в большей степени открыт для особо важных экологических программ. Например, запрет ГМО на всей своей территории.

  6. В противовес западному размытию моральных норм, Россия чётко определяет границы общественной нравственности, а русское общество создаёт положительный образ семьи.

  7. Конечно, Россия не идеализируется и битва против "дяди Сэма" ещё не выиграна, но она выбрала правильный для победы путь, где борьба с внутренним врагом не менее важна, чем с внешним.

4. Политические и экономические настроения

Несмотря на заангажированность западных медиа, французы понимают, что диалог с Россией является первоочередным во всех сферах. Россия – это друг и союзник.

"Россия – воплощение голлисткой мечты XX века" - такое восприятие России было представлено на страницах нашего журнала французским автором Александром Латсой.

Есть предположение, что французский политический мир не может больше оказывать сопротивление ввиду экономического и энергетического лобби. Со времён начала создания Европейского союза, голлистский патриотизм стал постепенно исчезать. Ограничение французского суверенитета в экономическом, политическом и финансовом плане привело к тому, что, по словам французского политика Мари-Франс Горо, Франция уже не может более рассматриваться как отдельная нация. В то время как Франция де Голля могла служить идеальным балансом между сохранением национального суверенитета и созданием сильной Европы. Генерал хотел, чтобы Европа была ориентирована на Россию, а не на англосаксонский мир, при этом базировалась на сотрудничестве, а не на создании наднациональных органов.

В экономическом плане альтернативой также выступает ориентация на Россию, которая уже выходит на новый уровень развития и предоставляет широкие возможности для ведения бизнеса в схожей культурной среде, но главное не покушается на суверенитет и идентичность французов. Интересно процитировать недавнее высказывание Павла Шинского, генерального директора Франко-российской торгово-промышленной палаты: "В целом Россия не вызывает нейтральной реакции. Либо русская модель ведения бизнеса, жизни в целом противоречит внутренним принципам и отторгается, либо Россия открывает во французах новое понимание себя".

На Третьих Франкофонных встречах в Донецке, организованных Донецким франко-русским институтом в сентябре этого года, французский политолог Эммануэль Лёруа открыл для себя тот факт, что, несмотря на то, что не является сторонником советского строя, он понимает его важность в противостоянии всеобщему глобализму, которое позволило сохранить русскую идентичность. В связи с этим современная Россия имеет огромное преимущество в дальнейшем своём развития. Кроме того, общение с русскими помогает в поиске новых идеологических и жизненных ориентиров. В этом году было осуществлено множество способствующих этому франко-русских проектов.

5. Франко-русские проекты

Можно привести в пример проект французского историка и археолога Пьера Малиновского, направленный на поиск солдат Русского экспедиционного корпуса, погибших в кровопролитных сражениях во Франции во времена Первой Мировой войны. В марте этого года он по приглашению Донецкого франко-русского института выступил с публичной лекцией в Донецке. А в ноябре в Москве состоялась встреча французского политика Жака Клостерманна, мэра города Мариньян Эрика лё Диссэза и президента Представительского центра ДНР во Франции Юбера Файяра с крымскими депутатами в целях установить побратимские отношения французского города Мариньян и крымского курорта Евпатории.

Заключение

На основании вышеизложенного, можно заключить, что французы имеют достаточно большую потребность в диалоге и сотрудничестве с Россией. Думаю, что не меньший интерес в этом есть и у России. Очень важно отметить, что ключевую роль играет культурное взаимодействие. Любой экономический, образовательный или научный проект будет иметь больший успех, когда его партнёры разделяют общие ценности, знают культуру и историю друг друга. Таким образом, появляется уважение, а значит, доверие и особое пространство для взаимодействия, позволяющее расширить возможности каждого, а не поглотить друг друга. При этом идеологические ориентиры не должны служить догмами, а быть живым развивающимся интеллектуальным организмом. Именно эти принципы закладываются в проект "Донецкого франко-русского института", который делает свой скромный вклад в развитие франко-русских отношений".

Позиции авторов публикаций, размещенных на сайте http://gorchakovfund.ru, могут не совпадать с позицией Фонда им. Горчакова. 

Теги