Антон Бредихин: Россия и Южная Осетия. Договор о союзничестве и интеграции

18 марта 2015

18 марта 2015 года – в день годовщины возвращения Крыма в состав России, состоится не менее значимое событие, укрепляющее дружбу и сотрудничество РФ и Южной Осетии.

Об этом специально для официального сайта Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова пишет политолог, аспирант кафедры стран постсоветского зарубежья Российского государственного гуманитарного университета Антон Бредихин:

"Речь идет о Договоре о союзничестве и интеграции между двумя странами. Напомним, что в октябре 2014 г. уже был подписан подобный российско-абхазский документ, во многом легитимизировавший и открывший новые возможности для Сухума. Теперь настала очередь Южной Осетии – страны, население которой около двадцати лет боролось за свою независимость, пострадало в результате военных действий в 2008 году и имеющее родных братьев в субъекте РФ.

В феврале 2015 г. главы МИД России и Южной Осетии Сергей Лавров и Давид Санакоев подписали договор о государственной границе, который, по словам официального представителя российского МИД, "имеет краеугольное значение" и "развеет распространяемые в последнее время грузинской стороной инсинуации вокруг якобы готовящейся "аннексии", "поглощения", "присоединения" Южной Осетии". В то же время в самой Южной Осетии прошли акции в поддержку подписания предстоящего договора о союзничестве, но с небольшим нюансом: народ выступил против отсутствия в подписываемом документе пункта об объединении двух стран. Впрочем, о том, что же представляет собой этот договор и какие последствия он несет для России и Южной Осетии, мы и попытаемся разобраться в данной статье.

Наиболее значимой, с моей точки зрения, проблематикой, затрагиваемой в Договоре, являются интеграционные процессы между государствами, вовлечение Южной Осетии в такие проекты, как Таможенный Союз и Евразийский экономический союз. Так пункт 2 статьи 1 определяет деятельность Российской Федерации по включению Южной Осетии в международные организации и объединения, в том числе созданные по инициативе и содействии России. Статья 5 касается интеграции таможенных органов Южной Осетии в соответствии с законодательством не только России, но и Таможенного Союза. Таким образом, Южная Осетия, как принято в Европейском Союзе, получает статус "кандидата в члены", вплоть до "ассоциированного членства" в Евразийском Союзе. Конечно, это потребует отдельного решения со стороны коллегиальных органов ТС и ЕАС, однако то, что подобные договоренности достигнуты с Россией, открывают все двери для молодой и гордой кавказской республики в евразийский дом.

Далее хотелось бы отметить взаимодействие в жизненно важной для Южной Осетии сфере – военной. Статья 2 Договора определяет не только обеспечение обороны и безопасности ЮО со стороны РФ, но и включает в состав Вооруженных сил России отдельные подразделения Вооруженных сил и органов безопасности Южной Осетии. Что может означать их включение в органы коллективной безопасности ОДКБ. Кроме того, определен акт агрессии против одного из членов Договора в качестве акта агрессии против другого, что, в свою очередь, удержит "нового Мишико Саакашвили", в случае появления такого, от повторения печальных для жителей Южной Осетии событий августа 2008 г. Станет данная часть Договора и крепкой стеной в деле укрепления военного статуса югоосетинской республики в столь неспокойном Кавказском регионе.

Немаловажна статья 6, являющаяся своеобразным законом "О гражданстве". Она упрощает приобретение южными осетинами российского гражданства, снимает ограничения для обладателей двойного гражданства при несении ими государственной и муниципальной службы. Заметим, что 90% жителей Южной Осетии имеют российские паспорта, а в 2008 г. именно факт гибели российских граждан в ЮО позволил главе РФ принять решение о вводе российских войск на территорию республики.

Рассматривая Договор далее, отметим, что сейчас ставится задача вывода социально-экономических показателей республики на уровень субъектов Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации (ранее этим вопросом занимался отдел Абхазии и Южной Осетии, упраздненный президентским указом). Так, статья 12 предусматривает содействие Российской Федерации в развитии Южной Осетии в рамках инвестиционных программ ее социально-экономического развития. Статья 7 предусматривает (при участии Российской Федерации) поэтапное повышение средней заработной платы работников государственных и муниципальных учреждении до уровня СКФО. А статья 8 повышает с 2016 года пенсии гражданам РФ, постоянно проживающим на территории Южной Осетии с включением в трудовой стаж периода работы на территории молодой республики. Таким образом, ранее не включаемый в пенсию стаж работы в период непризнания и период после августа 2008 г. будет оценен по достоинству, и граждане России получат соответствующие финансовые выплаты.

Не забыта в Договоре и коллективная борьба с организованной преступностью в республике. Эта тематика весьма болезненна для Кавказского региона, потому она в прописана весьма детально. Для коллективной борьбы создадут Совместный информационно-координационный центр органов внутренних дел. Он обеспечит обмен оперативной информацией, формирование и ведение специализированного банка данных организованных преступных сообществ; сбор, обобщение и анализ информации в области борьбы с оргпреступностью, выработку предложений по повышению эффективности межстранового сотрудничества.

Для молодых государств весьма остро стоит проблема признания их уровня образования в мировом сообществе. Поэтому статьей 10 Договора обеспечивается переход образования Южной Осетии к российским образовательным стандартам в части принятия нормативно-правовых актов в сфере образования, корреспондирующихся с законодательством РФ об образовании. Организуются государственные образовательные программы, осуществляются согласованные меры, направленные на подготовку специалистов по приоритетным направлениям развития науки и техники. Кроме того, в соответствии со статьей 11, Россия окажет помощь в реализации программ развития культуры, искусства, русского и осетинского языков, спорта и туризма. Гуманитарное взаимодействие между двумя странами будет усилено и даст ощутимый интеграционный эффект.

Как же оценивают документ в самой Южной Осетии? Реакция на него, как и полгода назад на аналогичный договор в Абхазии, была весьма неоднозначна. Партия парламентского большинства "Единая Осетия" считает, что документ представляет собой пересказ базового договора о дружбе 2008 г. и не отвечает должному уровню интеграции между государствами, а также интересам национальной безопасности и социально-экономическому развитию республики. "Единая Осетия" опубликовала свой вариант, который хоть и не делает Южную Осетию частью России, но закрепляет за российскими органами власти функции по управлению многими сферами югоосетинского государства. Так, предлагается передать России полномочия по обеспечению обороны и безопасности Южной Осетии, законности и правопорядка в республике, функции по осуществлению правосудия, по работе в чрезвычайных ситуациях, таможенное регулирование. Соответствующие структуры ЮО — Вооруженные Силы, органы безопасности, органы внутренних дел, прокуратуры, уголовно-исполнительной системы, судебной системы, таможенные органы, подразделения МЧС — должны стать частью аналогичных российских структур. Бывший депутат парламента, экс-председатель Высшего арбитражного суда Южной Осетии Ахсар Кочиев считает, что вхождение республики в состав России является необходимым условием национального выживания: "… к русской культуре относимся, как к своей. Мы ощущаем себя частицей русского мира. Нам предки завещали быть вместе с Россией". В тоже время непарламентская партия "Новая Осетия" выступила с заявлением, согласно которому, "договор с Россией призван стать вехой в двусторонних отношениях, которые исторически носят братский характер".

Подписание договора представляется именно тем шагом, который еще больше сплотит российский и югоосетинский народы, укрепит мир и спокойствие на Кавказе".

Позиции авторов публикаций, размещенных на сайте http://gorchakovfund.ru, могут не совпадать с позицией Фонда им. Горчакова. 

Теги