Алибек Тусупбеков: Кыргызстан в ЕАЭС. Первые итоги евразийской интеграции

24 декабря 2015

12 августа 2015 года состоялась церемония закрытия 8 таможенных постов на границе Кыргызстана и Казахстана согласно Решению Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) от 8 мая 2015 года "Об отмене таможенного контроля на кыргызско-казахстанском участке государственной границы".

Об этом специально для официального сайта Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова пишет участник Школы молодых экспертов по Центральной Азии – 2013, директор Центральноазиатского института по развитию Алибек Тусупбеков:

"В церемонии приняли участие президенты двух стран А.Атамбаев и Н.Назарбаев. Так закончился процесс присоединения Кыргызской Республики к Евразийскому Экономическому Союзу (ЕАЭС), начало которому было положено в 2011 году, когда Правительство КР впервые объявило о намерении вступить в Таможенный союз ЕврАзЭС. Оценивая подготовку Кыргызстана к интеграционному объединению в рамках ЕАЭС и первые месяцы пребывания в этом Союзе, необходимо рассмотреть некоторые внешние и внутренние факторы, повлиявшие на ход подготовки, и уже очевидные плюсы и минусы от евразийской интеграции для страны. Так, одним из ключевых внутренних факторов на момент начала евразийской интеграции было то, что Кыргызстан почти полностью потерял промышленность (к 2015 г. ее доля составляла менее 20% от ВВП). Особенно плачевная ситуация была с тяжелой промышленностью, когда еще в середине 90-х гг. Правительство КР взяло курс на приватизацию и реструктуризацию крупных предприятий в рамках программы PESAC Всемирного Банка, "благодаря" которой были ликвидированы или обанкротились около 30 заводов и фабрик, которые во времена Киргизской ССР составляли основу всей экономики республики. После такого удара промышленность КР не смогла оправиться, и суверенный Кыргызстан перестроился на рельсы транзитной торговли из Китая на Казахстан и Россию, выступив в качестве посредника. В окрестностях Бишкека был построен огромный рынок "Дордой" с товарооборотом в несколько миллиардов долларов (в лучшие годы до 7 млрд) и численностью работающих на нем до 50 тыс. человек. Поддерживать экономику на плаву удавалось также за счет разработки месторождения золота "Кумтор" (10-12% от ВВП), денежных переводов трудовых мигрантов (до 30% ВВП) и внешней помощи в виде многочисленных грантов и кредитов. В целом, экономика Кыргызстана за первые 15 лет суверенитета трансформировалась из индустриально-аграрной в аграрную и торгово-ориентированную, и характеризовалось мелкотоварностью местных производителей и низкой конкурентоспособностью на региональных рынках. 

Ситуация для Кыргызстана еще более заметно ухудшилась после "цветных революций" 2005 и 2010 гг., когда из республики пошел массовый отток капиталов, резко увеличилось число уезжающих со страны, уменьшились иностранные инвестиции. Не выручали в полной мере "Дордой" и увеличивающиеся поступления от мигрантов. В 2010 г. даже встал вопрос о самом существовании такого государства как Кыргызстан в результате острого внутреннего политического конфликта и межэтнических столкновений. Кыргызстану в новых условиях срочно пришлось искать новую парадигму развития. Взоры новых лидеров страны (в частности, Президента КР с 2011 г. А.Атамбаева) устремились на как раз зарождающееся в это время евразийское пространство, локомотивом которого выступили Россия, Казахстан и Беларусь. В 2011г. впервые была озвучена возможность участия Кыргызстана в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, и тогда же была подана заявка на вступление. 29 мая 2014г. в г.Астана утверждается Дорожная карта по присоединению КР к ТС, 23 декабря 2014 г. на заседании (ВЕЭС) был подписан договор о присоединении Кыргызстана к ЕАЭС. 8 мая 2015г. А.Атамбаев подписал документы о вхождении в ЕАЭС, а 12 августа Кыргызская Республика официально стала пятым участником Евразийского экономического союза. 

Несмотря на то, что с момента вступления КР в ЕАЭС прошло всего лишь около 5 месяцев, уже сейчас можно отметить первые достижения и неудачи в евразийской интеграции страны, а также ближайшие позитивные и негативные перспективы. 

К положительным моментам можно отнести:

  • унификацию таможенных тарифов и законодательства с другими членами ЕАЭС;
  • улучшение ситуации с правами и свободами трудовых мигрантов из Кыргызстана в странах ЕАЭС, в частности, отмену экзаменов по русскому языку и истории, трудовых патентов, получение доступа к медицинским и общеобразовательным государственным услугам;
  • исключение из "черного списка" Федеральной миграционной службы (ФМС) РФ почти 50 тыс. кыргызстанцев;
  • увеличение срока пребывания граждан КР без регистрации в странах ЕАЭС до 30 дней;
  • снятие таможенного и фитосанитарного контроля на границе Кыргызстана и Казахстана. Пока не удается добиться снятия ветеринарного контроля из-за нестабильной эпизоотической ситуации в КР – наблюдались вспышки ящура у скота;
  • модернизацию и создание необходимой инфраструктуры (ветеринарных и фитосанитарных лабораторий, тепличных хозяйств), обустройство пограничных пунктов;
  • создание Кыргызско-Российского Фонда развития с уставным капиталом в 500 млн долларов США, который уже начал финансировать различные бизнес-проекты (например, строительство малых ГЭС, тепличных комплексов и т.д.), кредиты выдаются под 12% годовых сроком до 5 лет;
  • финансовую "подпитку" Кыргызстана Россией и Казахстаном в виде грантов и льготных кредитов на оборудование границ и смягчение "первого шока" на сумму более 1 млрд долларов США, а также увеличение иностранных инвестиций в 2,3 раза по сравнению с 2014 г.;
  • участие Кыргызстана в интегрированной информационной системе внешней и взаимной торговли (ИИСВВТ) стран ЕАЭС является одним из катализаторов внедрения электронного правительства в КР;
  • Кыргызстан поднялся в последнем рейтинге Всемирного банка Doing Business со 102-го на 67-е место, что некоторыми экспертами связывается с принятыми мерами, разработанными в рамках "Дорожной карты" для вхождения в ЕАЭС;

К отрицательным моментам можно отнести:

  • повышение импортных пошлин для ввозимых в Кыргызстан товаров в среднем на 5-10% и, как следствие, – подорожание некоторых товаров ввозимых не из стран ЕАЭС, в частности, на автомобили в течение ближайших 5 лет пошлина будет увеличена в несколько раз;
  • дальнейшее продолжение начавшего несколько лет назад процесса снижения деловой активности на крупнейших вещевых рынках страны – "Дордое", "Мадине", "Карасуу";
  • девальвация национальной валюты (сома) на 30% за 2015 г., хотя это больше связано с уменьшением денежных переводов от трудовых мигрантов в республику на 40% и спекуляциями на валютном рынке;
  • закрытие ряда национальных предприятий из-за их невозможности конкурировать с производителями из России и Казахстана (например, в КР закрылись 13 из 40 мукомольных предприятий);
  • рост контрабанды некоторых товаров (ГСМ, продукты питания) в Кыргызстан, так как они оказались дешевле в других странах ЕАЭС, а таможенный контроль на границах облегчен;

В целом, основным вызовом для Кыргызстана в новой интеграционной реальности стал взаимосвязанный для большей части постсоветского пространства экономический кризис, как в Кыргызстане, так и в остальных членах ЕАЭС, который совпал со вступлением КР в евразийскую семью. Это дало повод противникам ЕАЭС говорить "о полном провале этого проекта в самом зародыше". Им (противникам) на руку сыграли и ошибки, допущенные Правительством КР на уровне министерств, а также неудовлетворительная работа посольств Беларуси, Казахстана и России в КР, евразийских аналитических и исследовательских институтов, СМИ в информировании населения о преимуществах и недостатках вступления. Например, очень слабо с их стороны освещалась интеграционная подготовка в социальных сетях, в то время как оппоненты (прозападно настроенные активисты, "Радио Свобода", посольство США, неправительственные организации) активно использовали соцсети для пропаганды альтернативных путей развития и "демонизации" Таможенного союза. Правительству КР удалось выстоять против такой контрагитации в основном не за счет своей эффективной деятельности, а за счет "старого багажа" у общества: ностальгии по СССР, традиционно положительному отношению к странам-участникам ЕАЭС, а также большому количеству трудовых мигрантов (500 тыс. – 1 млн, по разным оценкам), работающих в Казахстане и России. Поэтому по итогам социологического опроса Gallup, проведенного в феврале 2015-го года, было такое соотношение сторонников и противников вступления: 39% опрошенных полностью "за", 37% частично "за", 3% полностью "против", 11% частично "против", 10% пока не определились. Преодолев временные трудности (девальвацию нацвалюты, кризис экономики), а также успешно адаптировав страну к реалиям ЕАЭС (из 90 запланированных мероприятий по адаптации КР выполнил к декабрю пока только 49), Кыргызстан в перспективе имеет все шансы сделать качественный рывок вперед уже как полноправный участник Евразийского экономического союза".

Позиции авторов публикаций, размещенных на сайте http://gorchakovfund.ru, могут не совпадать с позицией Фонда им. Горчакова. 

Теги