RUS
ENG
RUS
ENG
Устойчивое развитие без «изобретения велосипеда»: итоги круглого стола по вопросам повестки Арктического совета
01.06.2021 19:36

Общая напряженность отношений России со странами Запада не отразится на деятельности Арктического совета при совместном прагматичном подходе северных стран. Каковы будут конкретные шаги в этом направлении и что предложит Россия на посту председателя Совета? Эти и другие вопросы обсудили эксперты из арктических стран в ходе круглого стола «Арктический совет и председательство России: проблемы и приоритеты», организованного Фондом Горчакова совместно с Информационно-аналитическим центром Проектного офиса развития Арктики (ПОРА).

В мероприятии приняли участие представителей Министерства иностранных дел России, экспертов в области международных отношений, истории, экономики из стран-участниц Арктического совета (АС).

Запись трансляции доступна на YouTube-канале Фонда Горчакова на русском и английском языках.

Николай Корчунов, Посол по особым поручениям МИД РФ, старшее должностное лицо Арктического совета от России, осветил основные аспекты стратегии российского председательства в Арктическом совете. По его словам, приоритетами стратегии России станут четыре направления: человеческое измерение проблем Арктического региона, защита окружающей среды, в том числе проблемы климатических изменений, социально-экономическое развитие и повышение эффективности работы Арктического совета.

«Для такой крупной арктической страны как Россия важна комплексность подхода. Мы не можем позволить себе выделять тот или иной сегмент нашей весьма обширной программы. Крайне важно по итогам двух лет сохранить сплоченность всех арктических стран в обеспечении ответственного управления Арктическим регионом и его развитием. В противном случае нам будет сложно выполнить поставленную министрами задачу по сохранению Арктики в качестве зоны мира, конструктивного взаимодействия и низкой военно-политической напряженности. Нам важно не изобрести велосипед, а ответственно и комплексно подойти к работе председателя, учитывая опыт предшественников», – подчеркнул Николай Корчунов.

Арктический совет – это международный форум, который принимает решения посредством консенсуса без права навязывать свои рекомендации. Арктический совет формирует политическую повестку и выносит политические решения, не имеющие юридической силы, подчеркнул Свейн Роттем, старший научный сотрудник Института Фритьофа Нансена (Норвегия):

«Арктический совет – это место, где государства могут найти точки соприкосновения по вопросам изменения климата, ресурсов и окружающей среды, но эти решения не будут иметь обязательной юридической силы. Стратегия, принятая на министерской встрече в Рейкьявике, этого не меняет. Существует также ряд разногласий относительно того, стоит ли включать вопросы безопасности в ведение Арктического совета. На мой взгляд, Арктический совет не должен становиться ареной для политической борьбы, а должен остаться местом, где представители государств могут встречаться и поддерживать диалог в геополитически очень сложные времена».

По словам Тимо Койвурова, профессора-исследователя Арктического центра Университета Лапландии (Финляндия), несмотря на то что кресло председателя Арктического совета не передает всю власть в руки одной страны, страны-председатели оставляют свой след в работе Арктического совета, выбирая, на какие области устойчивого развития сделать больший акцент. 

«Первое, что все участники Арктического совета ожидают от председательства России, – продолжения прогресса в достижении долгосрочных целей Совета. Россия ясно выражает свою готовность использовать свое председательство для продвижения международного сотрудничества, например, в доработке Полярного кодекса или вопросах регулирования биоразнообразия в открытой части Северного Ледовитого океана.
Основной проблемой для Арктики является изменение климата, которую Арктический совет не может решить, но может многое для этого сделать. Ожидается, что Россия сможет эффективно возглавить работу экспертной группы, которая работает над сокращением выбросов черного углерода и метана в Арктике».

Александр Сергунин, профессор факультета международных отношений СПбГУ, рассказал о причинах отказа российской стороны от идеи превращения Арктического совета из дискуссионного форума в полноценную международную организацию и включения в его повестку дня вопросов «жесткой» безопасности, а также затронул вопросы отношений России и США на Севере.

«После того как администрация Байдена пришла к власти, были надежды на то, что курс в отношении России радикально изменится, но этого не произошло. Новая волна санкций в отношении России еще больше внушает сомнения: а будет ли благоприятным климат для российского председательства в Арктическом совете?
К счастью, администрация Байдена смогла занять более мягкую позицию по отношению к России и исключить Арктический регион из зоны глобальной конфронтации с Россией и Китаем. Именно приход к власти администрации Байдена сделал возможным соглашение стран Арктического совета по ряду важнейших документов и инициатив, которые успело завершить исландское председательство», – добавил Александр Сергунин.

Для закрытия потребности в диалоге по вопросам безопасности глава МИД России Сергей Лавров предложил арктическим странам вернуться к консультациям на уровне начальников генштабов по военной безопасности. Госсекретарь США Энтони Блинкен в ходе встречи с Лавровым в Рейкьявике данное предложение отклонил. Таким образом, вопросы военной безопасности в Арктике по-прежнему остаются без площадки для диалога. 

Официальная позиция США по данному вопросу двусмысленна, однако многие западные эксперты по арктической проблематике поддерживают идею Сергея Лаврова, подчеркнул в своем выступлении Павел Девяткин, научный сотрудник и член руководящей группы Арктического Института (The Arctic Institute), США. «Хотя военные вопросы не входят в повестку Арктического совета, мы наблюдаем растущие призывы к военным контактам арктических стран. Предложение российской стороны о проведении круглых столов военных экспертов видится актуальным», – добавил эксперт.

«Что можно сделать для поддержания мира в Арктике? По мере того, как США и Россия относятся к действиям друг друга с подозрением, важно помнить о бесценной работе Арктического совета по взаимовыгодному сотрудничеству и поддержанию мира и стабильности. Обе страны могут взаимодействовать в области научных исследований и охраны окружающей среды», – заключил Павел Девяткин.

Сергей Никоноров, директор Центра исследования экономических проблем развития Арктики Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, представил участникам рейтинг устойчивого развития государств – участников АС. В рейтинге оценивается динамика устойчивого развития стран Арктического совета в период 2011-2030 гг.

Эксперт напомнил о созданном в 2014 году Арктическом экономическом совете (АЭС), призванный расширить экономическое взаимодействие в регионе и повысить его инвестиционную привлекательность. В АЭС входят весь состав постоянных участников Арктического Совета. Россию в АЭС представляют «Совкомфлот», «Роснефть» и Торгово-промышленная палата РФ.

По мнению Сергея Никонорова, в 2021-2023 гг. Арктический экономический совет в сотрудничестве с АС мог бы сфокусироваться на диверсификации экономики в Арктике, в придании ей большей устойчивости: «декарбонизации» энергетики, стандартах предпринимательства, обмене перспективными экотехнологиями. 

«Интересы Арктического совета не всегда совпадают с интересами Европейского союза, – отметил в своем выступлении Сергей Никоноров. – Так, например, арктическая “восьмерка” не признает запрета на промысел тюленей, введенного Брюсселем. Роль Арктического совета в глобальной стратегии решения климатических вопросов по-прежнему не определена»

Отдельной темой в ходе дискуссии стали вопросы создания схемы финансирования деятельности Арктического совета и Фонда устойчивого развития Арктики. По словам Николая Корчунова, российская сторона в годы председательства займется анализом данных вопросов и подготовит соответствующие рекомендации.

«Для обеспечения Арктического региона требуются устойчивые финансы. Россия инициировала в рамках Арктического совета разговор на тему “Sustainable Arctic Finance”. Мы можем долго говорить о том, как нам сокращать черный углерод, метан, а это все предполагает модернизацию транспорта, производства, развития инфраструктуры. Без финансирования мы эти вопросы можем не решить.
Что нужно для этого сделать? У нас есть Азиатский банк развития, Европейский банк развития. Возможно, в Арктике нам стоит начать с небольших проектов, принципиально важных для коренного населения», – внес предложение Николай Корчунов.