Плюсы и минусы #культурадома: Михаил Швыдкой о сфере культуры и искусства после коронавируса

13 мая 2020

Сегодня, 13 мая, в рамках проекта онлайн-лекций Фонда Горчакова состоялось выступление специального представителя президента России по международному культурному сотрудничеству, посла по особым поручениям Михаила Швыдкого на тему "Культура и искусство во время пандемии и после нее". Полную запись прямого эфира смотрите на канале Фонда Горчакова в YouTube.

“Культура и искусство обеспечивают социально-психологическую устойчивость граждан, выступают показателем стабильности общества, – заявил Михаил Швыдкой. – Хотя может казаться, что сейчас искусство ушло на задний план, но на самом деле оно продолжает выполнять множество важных функций. Оно не только рассказывает нам о прекрасном, но и помогает нам не потеряться в эти сложные времена. Также культура и искусство серьезно влияют на развитие экономики, являясь ее драйвером и составной частью огромной туристической индустрии”.

В связи с угрозой коронавирусной инфекции все культурные учреждения мира вынуждены были переместиться в виртуальное пространство и подстроить свою работу под текущие обстоятельства. 

По словам спикера, учреждения культуры и искусства понесли огромные финансовые потери. В России музеи и театры были закрыты 15 марта. 200 млн руб потерял на билетах Эрмитаж, Большой театр в день теряет 9 млн руб, в месяц это порядка 20 млн руб. Парк Петергофа потерял около 3 млрд руб, равно как и музей московского Кремля.

Пострадал и кинематограф: осенью и весной 2021 годов премьер ожидать не придётся. Не будет крупных фестивалей, подобных Каннскому.

“Ранее переход культурных и образовательных мероприятий в онлайн обсуждался как возможность, которая существует наряду с возможностью живого контакта с прекрасным и искусством, но сегодня это стало необходимостью и скорее всего станет трендом, которое изменит толкование искусства после выхода общества и стран из пандемии”. Спикер выразил уверенность, что множество появившихся новых виртуальных явлений войдет в повседневную жизнь современного человека. Так, за время пандемии в первый же месяц количество посетителей Эрмитажа вдвое превысило показатели за год “живого” посещения. Однако, по мнению Михаила Швыдкого, такой переход музеев в онлайн – это не художественный акт, а, скорее, создание образовательно-информирующего контента.

Первым, кто начал работать в условиях пандемии в реальном течении времени, стал Пражский симфонический оркестр. Но, по мнению Михаила Ефимовича, это уже совсем другое искусство, так как обычно оркестранты сидят плечом к плечу, а при дистанции звуки инструментов не преодолевают пространство в два метра, и в итоге не происходит нужного слитного звучания. В своем роде это является имитацией, недостаточно качественным музыкальным исполнением.

По мнению Михаила Швыдкого, важной задачей организаций сферы образования является поиск баланса живого и онлайн-образования, равно как и для сферы культуры и искусства. “Для людей все равно останется важным прямой контакт с профессионалами этих сфер. К примеру, контакт с залом – важнейшая составляющая театрального спектакля и его качества. Главная задача театров после снятия запретов и ограничений – убедить зрителя, что замкнутое помещение им не угрожает”. 

В то же время спикер отметил важность государственной поддержки культурно-просветительских учреждений. “Для многих людей после пандемии некоторые развлечения станут не по карману. Государство должно поддержать граждан не только для хлеба насущного, но и стимулировать возвращения в музеи, театры, кинотеатры, способствовать погружению в культурную среду общества”.

В продолжение дискуссии Михаил Швыдкой ответил на вопросы членов Клуба Горчакова и участников проектов Фонда, в числе которых представители сферы культуры и искусства, из России и зарубежных стран. Полную запись прямого эфира смотрите на канале Фонда Горчакова в YouTube.


Теги