Фонд поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова

Экспертная площадка ФГ



Последние новости

Ксения Табаринцева-Романова: Особенности международных культурных отношений

12 мая

Ксения Табаринцева-Романова: Особенности международных культурных отношений

В связи с изменением концепта и роли культуры в современных международных отношениях, на наш взгляд, стоит пересмотреть соотношение понятий: "мягкая сила" – публичная дипломатия – культурная дипломатия.

Об этом пишет Ксения Табаринцева-Романова, к.ф.н., доцент кафедры теории и истории международных отношений УрФУ (статья подготовлена к секции Фонда Горчакова на конференции Дипломатической академии "Трансформация международных отношений в XXI веке: вызовы и перспективы"):

"Так "мягкая сила" приобретает все большую значимость и расширяет свои цели: наблюдается постепенный переход от достаточных конкретных задач, направленных на формирование имиджа государства/международной организации, к более глобальным установкам, таким как: финансовая стабильность, создание кибер-норм, изменение климата.

Именно культурная дипломатия становится одной из имиджеобразующих систем, как отдельных территорий, государств, так и таких сложных структур как Европейский союз. С этой точки зрения культурная дипломатия становится не частью публичной дипломатии, а равнозначным элементом осуществления "мягкой силы" и самостоятельным и независимым направлением дипломатии в целом.

Новая стратегия Европейского союза, принятая в июне 2016 г., стала явным свидетельством того, что культура становится одним из главных векторов современных международных отношений. Это вполне естественно: когда основные политические и экономические механизмы сотрудничества между государствами становятся фактически неэффективными, межкультурный диалог и межкультурные связи превращаются в единственный механизм реализации межгосударственного взаимодействия. Однако, несмотря на приобретаемую значимость и актуальность, концепт "международные культурные отношения" (далее МКО) не получил теоретического оформления. Прежнее восприятие МКО как взаимодействие в сфере культуры становится несколько узким, поскольку само определение культуры в области мировой политики приобретает новые элементы, а именно:

  • коммерциализация культурных и творческих проектов (как особая экономическая отрасль, приносящая прибыль участникам проектов и предоставляющая новые рабочие места). Так бюджет программы "Креативная Европа" составляет 1, 46 млрд. евро на период 2014-2020 гг.; бюджет на реализацию культурных проектов по интегрированию беженцев составил в 2016 г. 2, 35 млн. евро. В январе 2017 г. испанская государственная инвестиционная организация Compañía Española de Reafianzamiento стала первым учреждением, заключившим соглашение о гарантии с Европейским инвестиционным фондом (EIF). Ожидается, что соглашение о гарантиях позволит предоставить займы испанским малым и средним предприятиям, работающим в творческом и культурном секторах, на сумму до 150 млн. евро. В феврале этого же года французский государственный инвестиционный банк Bpifrance подписал соглашение с EIF, гарантируя кредиты в размере 30 миллионов евро для творческих и культурных секторов. Bpifrance рассчитывает начать кредитование с июня 2017 г. В марте 2017 г. была подписана гарантийная лицензия между Интернет-банком Libra Румынии и EIF. Ожидается, что соглашение приведет к получению кредитов для румынского малого и среднего бизнеса на сумму в 10 млн. евро;
  • милитаризация (идея создание особых военных подразделений для охраны объектов культурного наследия в зонах открытых конфликтов). Само по себе привлечение военных структур, в том числе, подразделения регулярной армии стран, входящих в ЕС, не является нетипичным. Например, в 2010 г. президент Австрийского Общества защиты культурного наследия бригадный генерал в отставке Норберт Фюрстенхофер в статье "Охрана культурного наследия как предварительное условие развития человечества" (http://lib.icr.su/node/2340) приводил статистику, когда подразделения австрийской армии принимали участие в операциях по защите объектов культурного наследия. Новизна ситуации, о которой пишем мы в том, что военизированная «защита культурных ценностей и культурного наследия» выходит на новый, общеевропейский уровень, и уже не относится к ведению отдельных государств, становится инструментом ЕС. И если в случае с Австрией, речь шла, зачастую о ликвидации последствий природных катастроф, в частности, землетрясений, то здесь подразумевается, в первую очередь, участие в международных миссиях в очагах военных конфликтов, где непосредственной опасности уничтожения подвергаются памятники мировой цивилизации, насчитывающие тысячи лет, и служащие товаром на международном черном рынке организациями террористического характера для финансирования своей деятельности. Опыт последних лет подтвердил необходимость защиты культурных ценностей не только в традиционных вооруженных конфликтах, но и в международных операциях по поддержанию мира. Происходит обострение культурных конфликтов (конфронтация культурных ценностей, Джордж Волд, Дарендорф). Отчасти культурный конфликт может также означать столкновение между двумя различными концептами самой культуры. Так для консервативной и классической интерпретации культура, прежде всего, связана с понятием идентичности, в то время как прогрессивное постиндустриальное понимание соприкасается с интерпретацией реальности, которая может и полностью не осознаваться обществом, а также находится в постоянном изменении. В качестве примера можно привести события в Ираке в 2003 г. Как пишет Е. Петрова, к.и.н., доцент РГПУ (http://pravozashitnik.net/ru/2013/2/3), американские военные не смогли обеспечить во время войны безопасность Национального музея Ирака, в результате чего за несколько недель было похищено свыше 15 тыс. уникальных исторических артефактов, большую часть которых так и не смогли впоследствии вернуть. Аналогичная ситуация была во время события "Арабской весны" в Северной Африке. В начале 2011 г. сильно пострадал каирский национальный музей, где была уничтожена или похищена коллекция папирусов, уничтожены мумии и саркофаги. Были разграблены десятки музеев в других городах. В Ливии, где в военных действиях участвовали подразделения НАТО, в первую очередь, сформированные из европейских военнослужащих, не смогли сохранить сокровищницу Национального коммерческого банка, где хранились более 10 тыс. экспонатов, включая монеты чеканки Александра Македонского. Во всех трех странах речь идет об экспонатах, которые несут колоссальную культурную ценность, напрямую связанную с культурными кодами, цивилизационной идентичностью и историей древнейших народов.
  • политизация (культура как способ пропаганды демократических европейских ценностей). Европейская культура не ограничивается только музеями, театрами. Культура не является больше риторической фигурой, она становится неким транслятором либеральных и демократических ценностей Европы. С такой позиции культура выполняет роль одного из наиважнейших элементов осуществления международных отношений, тогда как культурная дипломатия воспринимается как способ распространения европейских ценностей вовне. К таким основным ценностям относятся демократия, развитие, образование, права человека, свобода выражения. Бренд "Европа" предполагает продвижение образа Европы, единой в своем разнообразии, т.е. происходит расширение фокуса восприятия – с национальных государств, на единое пространство. Вовне ЕС экстраполирует следующие ценности: мир, демократия, солидарность, свобода, процветание, возможности, научные открытия, равенство, благосостояние.

Т.о. культура из периферийного раздела международных отношений становится одной из доминирующих платформ, на которой формируется практическое наполнение международных отношений.

Однако, обратной стороной победы культуры, выходом культуры на международную арену является размывание веками сформированной культурной идентичности европейцев. Что порождает такие явления как Brexit, идеи создания Frexit (позиция М. Ле Пен) или Itexit (позиция Б. Грилло), активизация национальных партий и укрепление их политических позиций".

Позиции авторов публикаций, размещенных на сайте http://gorchakovfund.ru, могут не совпадать с позицией Фонда им. Горчакова. 

Версия для печати

Теги

Табаринцева-Романова, публичная дипломатия, культурная дипломатия, мягкая сила,

Комментарии