Фонд поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова

Экспертная площадка ФГ



Последние новости

Анна Великая: Культурная дипломатия США на российском направлении

03 апреля

Анна Великая: Культурная дипломатия США на российском направлении

В 1936 г. на Панамериканской Конференции по поддержанию мира в Буэнос-Айресе США предложили подписать Конвенцию по продвижению межамериканских культурных связей, а два года спустя Нельсон Рокфеллер инициировал создание Департамента культурных связей в составе Госдепартамента США, изначально занимавшегося выстраиванием культурной политики со странами Латинской Америки[i].

Об этом пишет кандидат политических наук, сотрудник Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова Анна Великая:

"Благодаря этому шагу одним из направлений работы американского внешнеполитического ведомства стала культурная дипломатия, а само понятие было введено в оборот американцами Р.Э. МакМурри и М. Ли[ii] в 1947 году.

Сегодня культурная дипломатия США является значимой составляющей её публичной дипломатии. Именно заместитель Госсекретаря по публичной дипломатии (в данный момент – посол Брюс Уортон, Ambassador Bruce Wharton) курирует Бюро по вопросам образования и культуры (с 1961 года занимающееся вопросами культурно-образовательных, спортивных, профессиональных обменов со 160 странами, государственно-частного партнёрства): Государственный департамент США координирует более 90 образовательных и культурных программ, 84 из которых – напрямую из 7 региональных бюро в Вашингтоне (Африки, АТР, Европы и Евразии, Международных организаций, Ближнего Востока, Южной и Центральной Азии, Западного полушария).

Турбулентные события, которые мы наблюдаем, называемые американцами "ростом популизма и национального самосознания, правых движений и антиамериканизма в ряде стран", поиск самими США национального консенсуса по приоритетным внешнеполитическим вопросам осложняют работу американской публичной дипломатии, но в то же время придают новый импульс развитию таких десятилетиями проверенных инструментов, как внешняя культурная политика. Причем если раньше монополия на нее принадлежала правительственным структурам, сегодня в этой сфере задействованы различные участники: как представители околоправительственных структур, так и гражданского общества. Американские дипломаты еще в 1959 г. отмечали, что международные отношения перестают быть прерогативой глав государств и правительств, возрастающее влияние на них оказывают отдельные граждане и различные процессы; на передний план выходит культурная дипломатия, способствующая взаимопониманию между людьми и, следовательно, между странами[iii].

Культурная дипломатия может включать в себя множество аспектов: "о чем люди думают, как они выражают свои мысли словами, одеждой, песней; что они делают – культура людей это и есть жизнь людей"[iv], а целью американской культурной дипломатии, в реализацию которой вовлечены различные акторы – от МакДональдса, Диснея, Голливуда, до Смитсоновского института и Карнеги-холла – является понимание жителями других стран американской жизни и культуры.

Героями детства многих поколений россиян стали Том Сойер, Морис Джеральд, Холден Колфилд, Натаниэль Бампо, поэтому среда для американской культурной дипломатии на российском направлении крайне благоприятна. Как вспоминал Евгений Примаков, Мадлен Олбрайт, приглашенная во время визита в Тбилиси в гости к его родственникам, не могла поверить, что Эрнест Хемингуэй настолько популярен у советских школьников, что его портрет может висеть в комнате его племянника – она даже отодвинула картину, чтобы проверить, что обои под ней выцвели, удостовериться, что это не парадная декорация[v]. Годы спустя поколение нынешних тридцатилетних граждан постсоветских стран выросло на американских боевиках, полнометражных диснеевских мультфильмах и рок-балладах, положительно повлиявших на восприятие ими Соединенных Штатов Америки. Поэтому в условиях нынешнего кризиса российско-американских отношений гуманитарное сотрудничество, понимаемое как взаимодействие в области науки, культуры, искусства, массовых коммуникаций, спорта, туризма, работы с молодежью, может стать пространством для диалога, как это было во времена холодной войны. Так, автор концепции национального брендинга Саймон Анхольт отмечал, что в те времена Москва у него ассоциировалась не со столицей "империи зла", а с призывом из чеховских "Трех сестер".[vi]

В этой связи интересными представляются слова руководителя Центра публичной дипломатии Южнокалифорнийского университета Джэя Уонга (Jay Wang) о том, что поскольку эмоции являются важной составляющей привлечения зарубежной аудитории, искусство и культура могут быть лучшим орудием в мире "постправды" – они направлены на возникновение эмпатии, делая образ "другого" более близким и понятным[vii]. Безусловно, "другим", "чужим" для США сегодня является именно Россия, поэтому для взаимодействия с ней, выстраивания процесса двусторонней коммуникации активно используется культурная дипломатия. В ситуации, когда российско-американские отношения находятся "на низшей точке"[viii], против России США активно используют стратегические коммуникации[ix], а, по некоторым оценкам, целое структурное подразделение Государственного департамента – Центр международного взаимодействия (Glonal engagement Center) – занимается антироссийской деятельностью[x], не приходится говорить о мерах доверия, и лишь культурная дипломатия способна быть мостом, соединяющим народы двух стран. Показательными представляются слова Дениса Мацуева о его гастролях в США: "Ни разу ни одного плохого слова я не слышал о России или конфликтах, которые обсуждаются в СМИ – ни от простых людей, ни от политиков, ни от директоров залов, с кем общался в Америке. Наоборот, я ощущал поклонение нашей великой русской культуре. Все согласны с тем, что музыка и культура – это самая действенная терапия для мира. Это мост. И когда трехтысячный американский зал аплодирует тебе стоя, ты ощущаешь, что все мы вместе, мы соединяемся в едином порыве. А это дорогого стоит"[xi].

Причем наиболее эффективными в области культурной дипломатии могут быть мероприятия по линии "народной дипломатии", горизонтальных связей. Так, знаковым представляется прошедший в Москве впервые за четверть века концерт Вашингтонского Национального симфонического оркестра, активно участвующего в различных американских официальных мероприятиях и празднествах, включая инаугурацию президента США. Мстислав Ростропович являлся главным дирижером этого коллектива на протяжении 17 лет, и именно под его руководством он стал первым в истории симфоническим оркестром, выступившим на Красной площади. Концерт прошел в год 90-летия со дня рождения маэстро в рамках VIII фестиваля его имени по приглашению Ольги Ростропович. Во время исполнения произведений Дмитрия Шостаковича и современного композитора Тобиаса Пиккера американским музыкантам удалось то, что порой не удаётся дипломатам и медиаимпериям – пройти, по словам Эдварда Мэрроу[xii], последнюю пару шагов навстречу зарубежной аудитории (to make the last three feet), расположив к себе российского зрителя и заставив поверить в возможность нахождения точек соприкосновения между нашими народами, а, значит, и странами.

Позиции авторов публикаций, размещенных на сайте http://gorchakovfund.ru, могут не совпадать с позицией Фонда им. Горчакова.



[i]William Glade. Issues in the Genesis and Organization of Cultural Diplomacy: A Brief Critical History. The Journal of Arts Management, Law, and Society.Vol.39, No. 4. – p.17

[ii]McMurry and Lee: The Cultural Approach: Another Way in International Relations, by Ruth Emily McMurry and Muna Lee; The University of North Carolina Press, 1947. – Цит. по: Anthony Haigh. Cultural Diplomacy in Europe.Council of Europe. Strasbourg, 1974. – p. 137.

[iii] Robert H. Thayer. Cultural diplomacy: Seeing is believing. Vital Speeches of the Day (October 1, 1959),Vol. 25 Issue 24, p. 740-744.

[iv] Ibid.

[v] Примаков Е.М. Годы в большой политике. – М.: Коллекция "Совершенно секретно", 1999. – 448 с.

[vi] Саймон Анхольт. Проблема России в том, что её считают обузой. URL: http://www.snob.ru/selected/entry/56182

[vii] Jay Wang. Seeking Emotional Truth in Public Diplomacy. URL: https://uscpublicdiplomacy.org/blog/seeking-emotional-truth-public-diplomacy

[viii] Рябков: отношения с США находятся на низшей точке со времен холодной войны. URL: https://ria.ru/politics/20170228/1488897176.html

[ix] Undermining Democratic Institutions and Splintering NATO: Russian Disinformation Aims. Hearings. URL: https://foreignaffairs.house.gov/hearing/hearing-undermining-democratic-institutions-splintering-nato-russian-disinformation-aims

[x] Cull Nicholas J. What the U.S. can learn from its Cold War fight against Kremlin propaganda. URL:https://www.washingtonpost.com/news/monkey-cage/wp/2017/01/13/will-steroids-help-u-s-counter-propaganda-bigger-isnt-always-better/?utm_term=.5b297a5613ab. Насчёт формирования образа России в США см. книгу "Рычащий медведь" на "диком Востоке" (Образы современной России в работах американских авторов: 1992 – 2007) / Э.Я. Баталов, В.Ю. Журавлёва, К.В. Хозинская. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. – 384 с.

[xi] Высокая нота. Денис Мацуев - о своих американских гастролях и раздутом в российских СМИ "бойкоте"

Российская газета - Федеральный выпуск №7117 (249). URL: https://rg.ru/2016/11/02/denis-macuev-rasskazal-o-svoih-amerikanskih-gastroliah.html

[xii] Эдвард Мэрроу (Edward Murrow) - один из основоположников американской публичной дипломатии, руководитель Информационного Агентства США, выступавший против маккартизма.

Версия для печати

Теги

Великая, США, имидж России, мягкая сила, публичная дипломатия, культурав,

Комментарии