Фонд поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова

Экспертная площадка ФГ



Последние новости

Акмарал Абен: Казахстан и кардинальная перестройка геополитической картины мира

05 декабря

Акмарал Абен: Казахстан и кардинальная перестройка геополитической картины мира

Мир кардинально меняется. Мировой кризис наглядно демонстрирует неэффективность глобальных международных организаций, слабость военных союзов и неустойчивость мировой экономической системы. Разноплановые кризисные процессы продолжают разворачиваться, а состояние мировой системы безопасности продолжает ухудшаться.

Об этом пишет специально для официального сайта Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова руководитель Центра стратегических коммуникации "C&C consulting and communications" Акмарал Абен:

"Сложившаяся в эпоху геополитического баланса сил система международных отношений и принципы международной безопасности после распада СССР стали разрушаться, заменяться стандартами силы и превосходства. Процесс формирования нового мирового порядка, начавшийся во второй половине 80-х годов ХХ века, сопровождается процессом образования новой геополитической конфигурации, ставшим следствием самороспуска Варшавского договора, дезинтеграции Советского Союза и, в конечном итоге, разрушения двухполюсного мира. Последнее обстоятельство способствовало возникновению новых центров силы, поставивших под сомнение единоличное доминирование в мире. В свою очередь это обусловило усиление борьбы за мировое и региональное лидерство, сферы влияния и расширение геополитических границ. А поскольку одновременно с разрушением двухполюсного мира исчезли и существовавшие ранее ограничения на применение военной силы, она все чаще стала использоваться для достижения геополитических и геоэкономических целей.

Распад Союза болезненно отразился на экономическом, социальном, политическом, этническом положении некоторых бывших союзных стран, за исключением Казахстана.

На постсоветском пространстве имеют место этнические конфликты, в основе которых лежат притязания того или иного государства на часть территории соседнего государства. Такие конфликтные ситуации существуют между Киргизией и Узбекистаном, Россией и Украиной, Азербайджаном и Арменией, государствами Балтии и России и т.д.

Участились конфликты в последние годы, возникающие также и в связи с массовым притоком беженцев и вынужденных переселенцев.

Сегодня в мире эксперты и ученые, лидеры общественного мнения и медийщики хорошо понимают необходимость и важность межэтнического согласия в современных условиях и предпринимают различные шаги для его налаживания. Уникальность же казахстанской модели межэтнического согласия, как представляется, в том, что, как и в случае со Съездом мировых религий в РК, диалог проходит на территории республики, уже зарекомендовавшей себя государством с устойчивой политической системой, общественным согласием и стабильностью, нацеленного на строительство успешного демократического государства и эффективной экономики.

Именно в силу успешности реализации проекта мультиэтничного, многоконфессионального общества на казахстанской земле, многие политики и ученые признают уникальность казахстанской модели.

При этом, важность широкого обсуждения вопросов межнационального, межрелигиозного диалога в актуальных условиях абсолютно очевидна. Как показывает мировая практика, только при коллективных усилиях транзитные общества в состоянии осуществить успешную модернизацию, парировать негативные социально-политические угрозы и вызовы.

Работа Ассамблеи народа Казахстана (АНК) с 1995 г. уже стала существенным вкладом Казахстана в глобальный процесс межкультурного диалога. Кстати, само название Ассамблея народа Казахстана уже говорит о том, что в стране один единый народ. В стране не используют термин "диаспоры", а заменили его на "этнокультурные объединения".

Ассамблея народа Казахстана стала важным элементом политической системы Казахстана, скрепившим интересы всех этносов, обеспечивающим неукоснительное соблюдение прав и свобод граждан независимо от их национальной принадлежности.

Деятельность Ассамблеи народа Казахстана направлена на реализацию государственной национальной политики, обеспечение общественно-политической стабильности в республике и повышение эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических отношений.

Ассамблея имеет политический статус, сегодня является конституционным органом, возглавляемым ее председателем – Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, гарантом Конституции. Этим определен ее особый высокий статус.

Правовой статус Ассамблеи определен специальным Законом РК "Об Ассамблее народа Казахстана", "Положением об Ассамблее народа Казахстана", где определены ее роль в политике страны, цели, основные задачи, направления деятельности полномочия АНК, а также особенности организации взаимодействия с государственными органами и общественными объединениями, механизмы участия в разработке и реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений.

Высшим органом Ассамблеи является Сессия, которая проходит под председательством президента страны и все ее решения являются обязательными для рассмотрения как государственными органами, так и институтами гражданского общества.

Одной из главных особенностей Ассамблеи является представительство интересов этнических групп в высшем законодательном органе – Парламенте Республики Казахстан как гарантированное представительство. Ассамблея избирает 9 депутатов Мажилиса Парламента РК, представителей разных этносов. Избираемые Ассамблеей депутаты представляют ее интересы, как совокупность интересов всех этносов страны.

Также в структуру Ассамблеи входят Научно-экспертный совет АНК, Центра по изучению межэтнических и межконфессиональных отношений Академии государственного управления при Президенте РК, Клуб журналистов и экспертов по вопросам межэтнических отношений при АНК, Общественный фонд "Фонд АНК", советы матерей, советы аксакалов, Совет молодежи.

Во всех регионах функционируют дома дружбы, в Астане – Дворец мира и согласия, построенный по поручению Главы государства. Здесь проходят ежегодные сессии Ассамблеи народа Казахстана, съезды мировых и традиционных религий, знаковые мероприятия.

Особое место в сфере этнокультурных взаимоотношений в Республике Казахстан отведено поддержке развития информационно-коммуникационных ресурсов этнокультурных объединений.

Казахстанский механизм укрепления не просто межэтнического, без преувеличения, межцивилизационного диалога, казахстанская модель межрелигиозного согласия превратились в один из редких опытов положительного общения и нормального взаимодействия множества этносов, населяющих Казахстан. Опыт этот настоятельно требует "популяризации", широкого представления на мировой арене. Это предполагает дальнейшую последовательную и постоянную работу.

Заслуги Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева в организации эффективного механизма мирового межрелигиозного общения и сохранения межэтнического мира внутри Казахстана чрезвычайно велики. Ясно, что без инициатив лидера Казахстана, его личного участия в организации работы АНК, опыта и политического веса, успешная работа данного института вряд ли бы удалась. Неоспорим личный вклад Н. Назарбаева в выработку положительного опыта поиска консенсуса между лидерами традиционных религий.

События последнего времени убедительно показывают оправданность существующих мнений о необходимости формирования новой системы мировой безопасности. Резкое обострение глобальных проблем человечества требует ограничения различных форм соперничества и перехода к сотрудничеству не только между государствами, но и между этносами и религиями. Вопросы взаимоувязанности темы безопасности и межэтнического диалога, влияния на данные процессы новых коммуникативных технологий представляются на сегодня наиболее актуальными, заслуживающими целенаправленного изучения.

Современному этапу развития цивилизации остро не хватает опыта межэтнического, межконфессионального, и, шире, межцивилизационного диалога. К сожалению, число конфликтов, разделительных линий в сегодняшнем мире растет. Всем, кто заинтересован в гармоничном развитии человечества насущно необходимо объединение интеллектуального потенциала, опыта преодоления конфликтов. Поэтому, думается, у казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия нет иных перспектив кроме дальнейшей работы, борьбы за построение более гармоничной мировой системы взаимодействия государств и обществ".

Позиции авторов публикаций, размещенных на сайте http://gorchakovfund.ru, могут не совпадать с позицией Фонда им. Горчакова. 

Версия для печати

Теги

Абен, Казахстан, внешняя политика, геополитика, постсоветское пространство, евразийская интеграция,

Комментарии